Еще недавно у нас главной аудиторией музеев считались интеллектуальная элита и подрастающее поколение. Но за последнее десятилетие их посещаемость увеличилась вдесятеро. Подстраиваясь под интересы визитёров, музеи часто становятся хорошим местом домашнего и молодёжного отдыха.
В современном музее возможно отдохнуть в кафе, посетить выбранный выставочный зал либо лекторий, прогуляться в парке, а в западных музеях, ещё больше расширивших спектр развлечений, прийти на молодёжную вечеринку, встретиться с приглашёнными знаменитостями.
Не обращая внимания на сегодняшнюю многофункциональность, основной функцией музеев остаётся хранение исторических и культурных сокровищ.
Чем стремительнее растёт популярность музеев, тем большее внимание стоит выделить поддержанию музейного микроклимата.
Музейный микроклимат – совокупность главных факторов, воздействующих на сохранность относительной: влажности и экспонатов температуры воздуха, его чистоты, и освещения. Оптимальное сочетание этих факторов и снабжает нужные условия для хранения экспонатов.
В данной статье будут рассмотрены влияние трансформаций составляющих микроклимата на сохранность экспонатов, советы и технологические средства по созданию благоприятных условий в музеях.
Температура иотносительная влажность воздуха
требования и Технологические нормы
Для музейного микроклимата решающую роль играется показатель относительной влажности — отношение количества пара, которое содержится в воздухе, к максимальной температуре.
Совершенными условиями для сохранности экспонатов есть поддержание единого температурно-влажностного режима в хранилище и залах музея.
В соответствии с технологическим нормам, параметры воздуха в этих помещениях должны быть следующими: вероятно колебание температуры от 16С0 зимний период до 24С0 летом (самая предпочтительная температура: 18-22С0). Наряду с этим относительная влажность воздуха нужно поддерживать в пределах 55% (допускается смещение показателя влажности до 5% в сторону увеличения либо понижения).
Столь строгие требования разъясняются изюминками экспонатов.
К примеру, для изделий из дерева, картин идеально постоянное поддержание влажности материала в пределах 4-6%, что возможно достигнуть при относительной влажности воздуха 50-60%. Но сделать это без применения дополнительных технологических средств достаточно сложно, поскольку колебание температурно-влажностного режима зависит от многих условий: климата местности, изюминок отопительной и вентиляционной совокупностей, проветривания помещений, посещаемости музея.
Опасности нестабильного температурно-влажностного режима в музее
В случае если в хранилище и залах музея отмечаются нестабильность температурно-влажностного режима, экспонаты подвергаются биологической (действию насекомых, грибков и т.д.), химической и физической порче (деформации). Среди самый распространенныххимических реакций, разрушающих экспонаты, возможно назвать коррозию металлов, запотевание стекла, выцветание красок, изменение структуры материалов.
В условиях повышенной влажности серебро темнеет; а такие ткани, как хлопок, лён, шерсть и шёлк, стремительнее выцветают. В случае если наряду с этим на ткань воздействует свет, она теряет плотность и истончается. Экспонаты из стекла кроме этого подвержены разрушению под влиянием повышенной влажности.
В ходе выщелачивания стекло делается хрупким, мутным и расслаивается.
В геологических музеях в условиях повышенной влажности пириты железа видоизменяются в серную кислоту и сульфат железа.
Деформации подвержены экспонаты из материалов, владеющие свойством гигроскопичности, — кожа, дерево, пергамент, текстиль. При увеличении уровня влажности в помещении они впитывают влагу и разбухают, а при понижении, напротив, ссыхаются. В случае если перепады уровня влажности происходят довольно часто, предметы теряют форму, покрываются трещинами.
Чистота воздуха
не меньше серьёзна для сохранности экспонатов чистота воздуха. Загрязняющие газы, в особенности сконцентрированные в воздухе громадных городов, попадая в музейное помещение, наносят вред экспонатам. К примеру, сернистый газ оказывает разрушающее действие на бумагу.
Аммиак, вступая в реакцию с сернистой кислотой, разрушает и обесцвечивает краски картин, портит ткани.
От пагубного влияния сероводорода темнеют изделия из меди и серебра.
Кроме газов с приточным воздухом в строение музея смогут попадать и другие загрязнители, такие как сажа, пыль, являющаяся средой для развития разных вредителей, дым, оказывающий влияние на трансформацию влажностного режима.
Освещение
Свет кроме этого оказывает большое влияние на сохранность экспонатов. В зависимости от особенностей материалов экспонаты разделяют на светостойкие (гипс, стекло, металл, камень и другие) и подверженные негативному влиянию света (в меньшей степени – масляная живопись, в большей – ткани, мех, акварель, бумага).
Что касается картин, как нехорошая, так и чрезмерная освещённость помещения может стать обстоятельством повреждения живописи.
В случае если света не хватает, краски картин заметно темнеют, стремительнее размножаются разные вредители, портящие холст.
Чрезмерно броский свет причиняет картинам не меньший вред, чем влажности и перепады температуры. Естественный и неестественный свет смогут стать обстоятельством видимых (искажение цветов) и невидимых (порча других материалов и холста картины)разрушений живописи.
Больший вред причиняет экспонатам прямой солнечный свет из-за ультрафиолетового излучения.
Спектральный состав люминесцентных ламп приближается к дневному свету, исходя из этого они также воображают опасность для музейных сокровищ.
Простые лампы накаливания не оказывают пагубного влияния на живопись, поскольку их спектр на 80% складывается из инфракрасного излучения.
Процесс выгорания зависит от уровня влажности в помещении. В случае если воздушное пространство в музее сухой, то кроме того при сильном солнечном облучении выгорание экспонатов не будет столь интенсивным, какв условиях очень сильно повышенной влажности.
рекомендации и Системы микроклимата по созданию оптимальных условий в музее
Дабы избежать порчи исторических сокровищ и сохранить экспонаты, нужно отрегулировать и поддерживать оптимальный температурно-влажностный режим в фондах и залах музея.
Строение музея в большинстве случаев оборудуется центральным водяным отоплением. В холодный период отопление обогревает строение, но для поддержания постоянной температуры нужны качественная теплоизоляция конструкций, кондиционирования систем и наличие вентиляции.
Для действенного вывода паров из помещений рекомендуется утеплять внешние стенки посредством устройства фасадной совокупности. К примеру, совокупность ROCKWOOL ROCKFACADE с узким штукатурным слоем содержит лишь минеральные компоненты, что снабжает ее высокую паропроницаемость. А это, со своей стороны, разрешает избежать конденсации жидкости в толще утеплителя либо на внешней поверхности стенки.
Так в строения сохраняется здоровый микроклимат и возрастает срок работы сооружения. Кровля кроме этого испытывает недостаток в утеплении качественными, долговечными и паропроницаемыми теплоизоляционными материалами. Наиболее хороший вариант с позиций эффективности и безопасности – продукция на базе каменной ваты (несколько минераловатной теплоизоляции).
Дополнительные советы по созданию оптимальных условий микроклимата в музее
- Устроить витрины с сухим воздухом либо инертным газом для отдельных экспонатов.
- Применять личный подход к проектированию кондиционирования и систем вентиляции с возможностью влажности и дальнейшего регулирования температуры в залах музея.
- Создать верное освещение (к примеру, применять лампы накаливания в галереях вместо люминесцентных).
- Не допускать долгого действия на экспонаты солнечного света посредством солнцезащитных устройств на окнах.
- Использовать теплозащитные стекла для дополнительного контроля за температурой в помещении.
Благодаря встроенной совокупности автоматического круглосуточного и круглогодичного контролирования параметров воздуха существенно уменьшить регуляцию температурно-влажностного режима способны кондиционеры. Для эксплуатации в музеях подходят, к примеру, прецизионные кондиционеры, отличающиеся высокой точностью управления и контроля влажностью и температурой, надежностью в эксплуатации и полной совместимостью с совокупностями управления микроклиматом.
Перед выставочными залами устанавливают вентиляторные доводчики, где смешиваются и подогреваются до нужной температуры потоки приточного и рециркуляционного воздуха. Ночью целесообразно остановить центральные приточные агрегаты, в случае если, само собой разумеется, в помещении музея уровень влажности не превышает нормы — 50-60%.
Днём, в то время, когда музей раскрывается для приёма визитёров (влажность и температура возрастают), для поддержания требуемых параметров воздуха дополнительно используютсявентиляторы.
В музеях отмечается неравномерность визита разных комнат людьми, исходя из этого на приточных воздуховодах устанавливают датчики, талантливые регулировать приток воздуха в зависимости от температуры в помещении.
Это разрешает осуществлять контроль параметры воздуха, ориентируясь на настоящее количество визитёров сейчас.
Для очистки воздуха применяют фильтры — по большей части, узкой очистки. Их устанавливают на вентиляционных агрегатах так, дабы приточный воздушное пространство проникал в залы максимально очищенным.Помимо этого, в музеях в обязательном порядке действует центральная совокупность пылеудаления.
Главное условие создания благоприятного микроклимата в музеях – поддержание единого температурно-влажностного режима. Колебания влажности в течение дня должны быть минимальными. Благодаря современным разработкам в области строительных материалов и систем микроклимата существуют все возможности для сохранения культурных и исторических сокровищ человечества.
Ольга Сластикова
Пресс-служба компанииROCKWOOL Russia
Рандомные показатели записей:
Доктор Комаровский — Увлажнитель воздуха и ребенок
Подборка наиболее релевантных статей:
-
относительная влажность и Температура воздуха Опасности нестабильного температурно-влажностного режима в музее Чистота воздуха рекомендации Системы и…
-
Одним из наиболее значимых показателей качества любого жилья считается комфортный микроклимат. Он описывается всего несколькими физическими параметрами,…
-
Проектируем идеальный микроклимат
Летняя духота либо зимний мороз, всепроникающая дорожная пыль и удушающий уличный смог, и вездесущие сквозняки — все эти факторы очень плохо воздействуют…
-
Разве не страно, что люди, фактически ежедневно обсуждая погоду за окном и смотря за сводками метеорологов, о климате собственного жилища вспоминают…