Изделия из венецианского стекла: вазы, светильники, статуэтки, бусы, посуда, декоративные композиции имитирующие аквариумы

      Комментарии к записи Изделия из венецианского стекла: вазы, светильники, статуэтки, бусы, посуда, декоративные композиции имитирующие аквариумы отключены

В окружающем нас мире вещей – дорогих и недорогих, респектабельных и кичевых,иногда попадаются объекты, каковые и вещами-то назвать язык не поворачивается, потому, что они, не «сделаны в Китае» и не «сошли с конвейера». По отношению к ним более уместны другие словоупотреблениятипа «экземпляры», «раритеты», «образцы», либо, еще правильнее – забытое старорусское — «изделия».

В нашем случае – это изделия из венецианского стекла: вазы и светильники, статуэтки и бусы, посуда а также декоративные композиции, имитирующие целые аквариумы с водными растениями и рыбками. Все эти вещи (вернее – Вещи с Громадной Буквы!) сделаны вручную из весьма различных по внешнему виду стекол – хрустально прозрачных, матовых, бронзово-красных и золотых, зеленоватых и светло синий, мозаичных и сетчатых, расписанных эмалью и гравированных – объединяет их лишь одно – все это разновидности так именуемого «муранского стекла» (murano glass), история открытия которого восходит к средневековой Венеции.

Разобраться в узких качествах производства, истории, и изюминок этого чуда нам в очередной раз окажет помощь Олег Львович Фокин – директор компании «СветДизайнСервис». В данной статье Олег Львович выступит в качестве знатока чудес итальянских мастерских и поделится ими с нами.

Романтическая история («Девушки будут довольны») Легенда (прекрасная так, что не хочется залезать в энциклопедии и справочники, чтобы контролировать и уточнять) гласит, что в 1204 году хитроумныйправитель Венеции Энрико Дандоло добыл в покорённом на протяжении очередного крестового похода Константинополесекреты стеклодувного мастерства и привез его на родину.Изделия из венецианского стекла: вазы, светильники, статуэтки, бусы, посуда, декоративные композиции имитирующие аквариумы Не прошло и века как в самой Венецииремесло усовершенствовалось так, что изделия мастеров стали цениться дороже золота.

Хорошие мастера ценились высоко и были, возможно состоятельными людьми, сохранились сведения, что среди множества привилегий, каковыми они пользовались была кроме того возможность выдать дочку за венецианца самого добропорядочного происхождения. Но – за все нужно платить – и платой, как это часто бывает в аналогичных случаях, была несвобода- власти всех государств всегда пробовали жестко осуществлять контроль людей, наделенных особенными ЗУНами (знаниями, навыками и умениями), и в этом смысле венецианские дожи были ничем не лучше русских князей.

За попытку покинуть Венецию мастер имел возможность поплатиться судьбой, а семья беглеца в полной мере имела возможность закончить собственные дни в колонии.

Средневековые города всегда страдали от пожаров. Стеклодувные горнывполне могли быть их обстоятельством.

Исходя из этого, а заодно и для более надежного хранения цеховых секретов стеклодувные мастерские скоро перевезли на острова Адриатики – один из них, лежавший всего в полутора милях от Венеции и именовался Мурано.

Со временем остров стал как бы страной в стране -особенной республикой стеклодувов, котораяимела собственный личный свод законов, чеканила собственную монету, управлялась своим Главным советом а также имела собственного посла в Венеции.

Производству стекла управлением Венеции был придан статус национальной монополии.

В XV — XVI столетиях слава муранского стекла делается воистину триумфальной. Большая часть знатных людей Европы хотят владеть этим предметом роскоши.

В королевских дворах оно есть непременным атрибутом богатства и власти: блюда и объёмные чаши на крепких ножках; яйцевидные кувшины с маленьким горлышком и высокой, элегантно изогнутой ручкой; сосуды для напитков, напоминающие позднеготические кубки; чашки, имеющие вид воронки на низкой ножке – легко представить как все эти предметы украшали интерьеры куртуазных королей, воинственных маркграфов и ревнивых принцесс.

Чего бы стоили роковые фаворитки блистательных европейских дворов, если бы до встречи со собственными поклонниками были лишены возможности совершить час-второй передплоским зеркалом, изобретенным все теми же муранскими мастерами!

Недаром полутораметровое зеркальное полотно стоило во Франции в три раза больше картины Рафаэля – а что тут удивляться – без «холста, масла» каждая марго в полной мере обходилась, а вот посыпать пудрой немытые локоны, глядясь в боковину бронзового котла – настоящее наказание!

Но история бессердечна — и французы — потомки вежливых Людовиков, захватившие в эпохунаполеоновских войн Венецию, к началу девятнадцатого столетия совсем стёрли с лица земли неповторимое ремесло.

Позднее в довершении ко всему Венеция была присоединенак австрийской империи Габсбургов с его «богемским стеклом» и, казалось, старое мастерство было похоронено окончательно.

Но так как история неоднократно демонстрировала нам – все вправду стоящее ни при каких обстоятельствах не исчезает бесследно – так было и с муранским стеклом. В первой половине 50-ых годов XIX века шесть братьев организовали новую фабрику, сначала выпускавшуюбытовое стеклои назвали её Fratelli Toso.

Но прошло пара фабрика и лёт приступила к восстановлению известного промысла: начали появляться цеха, продукция которых приобретала «марку» со звучными (и столь милыми уху русских модниц и модников) именами новых мастеров Salviatidott, Antonio fu Bartolomeo, Lorenzo Radi, Fratelli Barovier и Francesco FerroFiglio. Да в самом деле – поди, обосновывай что Fratelli Tosoэто легко («брательникиТосовы») – может оно и без того – сообщат вам – но так как как звучит!

Совсем новое направление, давшее очередной толчок стекольному производству, явили миру в 1921 г. Giacomo Cappellin(Джакомо Каппеллин) и Paolo Venini (Паоло Венини). Их компания “Vetri Soffiati Muranesi Cappellin, VeniniC.” стала законодателем мод в области модерна, и с того времени ни одна выставка уже не обходилась без работ представителей данной школы.

Настоящее муранского стекла Сейчас мир муранского стекла так разнообразен, что вряд ликто-то возьмется классифицировать его по направлениям и стилям: одних лишь производителей на острове насчитывается около 4-х тысяч.

Имеется и большие фабрики – такие как компания Gallery, Murano due, Aureliano Toso, de Majo, которыестремятся привнести собственный видение для того чтобы сложного и многогранного явления, как муранское стекло, ведут поиск новых музыки постижения и форм красоты, застывшей в кристалле времени.

Крайне важно, что и вдвадцать первом веке – веке чипсов и чипов, девайсов и гаджетов – веке победившего постиндустриального машинного стандарта – изделия из муранского стекла так же, как и прежде радуют незамутненный глаз ценителя подлинной красоты.

А все вследствие того что делают его, как и тысячу лет назад – вручную, не смотря на то, что заявить, что в этом захватывающем по динамике ходе участвуют лишь руки — было бы несправедливо.

Так как мастер практически вдыхает жизнь в собственный изделие – захватывая ком расплавленного стекла, и постоянно вращая трубкой, он выдувает полый шар, что неспешно получает нужную форму. А дальше – тысячи небольших секретов, удача и старание, воля и настроение, каковые именно и составляют сущность любого мастерства.

Вот на изделие навиваются узкие белые нити, из опалового стекла,составляющиебесконечно разнообразные сплетения и тогда получается — стеклянная вить (филигрань).

А вот небольшие пластинки, изображающие пестрый цветок, заплавляются в наружную поверхность стекла – это техника «миллефиори» (тысячи цветов). Расплавленная масса подкрашивается по ветхим рецептам, напоминающим заветы алхимиков – для получения зелёного цвета нужно добавить окись железа, для красного тона — окись меди. «Цвет небесный, светло синий цвет»приобретают при помощи кобальта, а не пожалеешь золота – и стекло засветится редким рубиновым оттенком.

Особенно красиво авантюриновое стекло- имитирующее мерцание бесчисленного множества блестящих точек на отшлифованной желтовато-коричневой поверхности. Наконец, особенный узор – кракелаж получается при погружении предмета, в которого поддерживается высокая температура, в холодную воду. Внешний слой покрывается бесчисленными трещинками, каковые, но, не попадают в толщу стекла.

Техника «пулегозо» основана на эффекте пузырьков воздуха в стекла, каковые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь.

Но, не обращая внимания на то, чтоМуранские стеклодувы сберегли солидную часть древних разработок и избежалиавтоматизации производства на протяжении промышленной революции, онишироко применяют и предметный дизайн, и авангардные формы.

Однако около «murano glass»( как и около всякого другого искусства) существует море ширпотреба, а довольно часто вовсе не в полной мере умелой имитации либо копирования. На некоторых ЖД станциях отечественной необъятной отчизны (не будем именовать конкретно – чтобы не обижать ни в чем не повинных работников разорившихся фабрик некогда широкого советского стеклоделия) вам будут совать в открытое окно «комплекты» безвкусных «муранских» бокалов, вазонов и немыслимых чаш, каковые тяжело представить себе уместными в доме кроме того в качестве ночного, простите, горшка.

Не многим лучше и наводнившие рынок дверные ручки, карнизы, плафоны «из муранского стекла». Излишне растолковывать, что большая часть этих вещей делается отнюдь не на Мурано.

Настоящее murano glass — это лишь ручная работа. В муранское стекло не вводится добавок, как в хрусталь, в этом физико-химическом смысле оно постоянно остаётся как раз стеклом.

И все же чистота, прозрачность и однородность остается отличительным показателем настоящего муранского стекла, которое (в бесцветном выполнении)так и именуется — «cristallo».

Думаю, мало излишним будет сказать о стоимости аналогичных изделий. Она, само собой разумеется, высока.

Позволить себе вещи подобного рода в Ярославле вероятно и смогут многие, но немногие захотят.

Все-таки до тех пор пока творения мастеров по преимуществу оценят только знатоки. Будем сохранять надежду, пройдет пара-тройка люди и лёт смогут с готовностью тратить деньги не только на фирменную одежду и новые иномарки, но и на предметы мастерства.

Предоставлено компанией СветДизайнСервис

Рандомные показатели записей:

Мурано — бусы. Мой маленький бизнес.


Подборка наиболее релевантных статей: