Бюллетень нерудные материалы. март 2011.

      Комментарии к записи Бюллетень нерудные материалы. март 2011. отключены

Производство нерудных стройматериалов в марте 2011 г. возросло на 9.0% к уровню марта прошлого года и составило 19.9 млн. м3. В январе-марте 2011 года производство возросло на 22.2% до 50.2 млн. м3.

Большой рост производства нерудных стройматериалов в марте этого года наблюдался в Сибирском федеральном округе – предприятия региона увеличили количества производства щебня, гравия, песка и ПГС на 0.7 млн м3 либо +42.2% к соответствующему периоду прошлого года. Фаворит прошлого месяца УФО, наоборот сократил производство на 0,5 млн. м3 либо -12.1% к марту 2010 года:

Производство нерудных материалов в регионах РФ (млн. м3)

Долярегиона (%) в общем количестве производства в марте 2011 г.

В скобках – изменение долей (в % к периоду прошлого года)

Топ-10 Субъектов РФ по производству
нерудных материалов в марте 2011 г., млн. м3

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Индикатор продажнерудных материалов
крупными предприятиями и средними
на рынок РФ во время 2009-2011 гг., млн. м3. Средняя удельная стоиость нерудных материалов, руб./м3 (без НДС и доставки)

Бюллетень нерудные материалы. март 2011.

НЕРУДНЫЕ Стройматериалы

Сейчас производство и добыча нерудных стройматериалов (НСМ) – один из самых противоречивых с позиций прогнозирования сегментов производства строительных материалов (ПСМ). С одной стороны Российская Федерация – самая богатая по запасам «нерудки» страна, с другой доступ к практически всем месторождений очень затруднен, и их разработка в существующих условиях экономически нецелесообразна.

Основной обстоятельством для того чтобы положения есть высокая часть транспортной составляющей в конечной цене продукта. Согласно данным ФАС, для щебня в 2006-2007 годах она была 46%, а для песка уже 90%. Рост ЖД тарифов с этого момента лишь усугубил положение.

Попытка ассоциаций отрасли и ряда предприятий инициировать введение в 2009 году компенсационной пошлины, дабы снизить импорт с Украины, закончилась неудачно: для бывших советских республик действуетсвободный ввоз. Одним из доводов стало сопоставимое с падением отечественного производства (-31%) сокращение импорта (-28%) в натуральном выражении. Но в будущем это стало причиной росту ввоза НСМ из зарубежа.

По результатам 2010 года он составил практически 73%, кроме того на 22% обогнав показатели 2008 года. Вышедшая в 2009 году на российский рынок НСМ Республика Абхазия в 2010 году с уверенностью заняла 2-ое место.

Импорт нерудных стройматериалов,
млн. тысячь киллограм

На рост цены транспортной составляющей кроме этого воздействуют состояние подвижного ЖД состава и реформа ЖД транспорта. В случае если производители цемента в большинстве собственном обзавелись собственным вагонным парком, то согласно данным ассоциации «Недра», «нерудники» довольствуютсяпереданными ОАО РЖД в Первую грузовую компанию вагонами.

А они, согласно данным «Недр», имеют не регулярную поставку, поскольку употребляются не только для транспортировки НСМ, но, и а также, угля.

В целом отечественная отрасль НСМ находится в плачевном положении. Технический уровень оборудования отстает от мирового, степень автоматизации производственных процессов низкая.

В 2009-2010 годах в один момент со понижением производства снизилась производительность труда, возросли удельные энерго-, материальные затраты и землеёмкость производства Производительность труда в Российской Федерации на порядок ниже, чем в передовых государствах.

На фирмах НСМ используются устройства переработки и старые механизмы минерального сырья, каковые не изменялись в течении 30-40 лет, а технологии и того больше. Одна из обстоятельств – низкая степень консолидации фирм.

Согласно данным ассоциации «Недра», большая часть производителей – небольшие фирмы  численностью 60 человек и создающие 100-150 тыс.м3 ископаемых в год.

Такие компании практически заняты лишь вопросом собственного выживания и никак не развитием А это важный вызов отрасли, где большая часть фирм открыто практически полвека назад.

Однако по окончании 31% понижения количеств производства в 2009 году (а в стоимостном выражении -38,6%) отрасль начала восстанавливаться.

По результатам 2010 года НСМ уже прибавили 11% в натуральном выражении и 5,7% в стоимостном. 2011 год ознаменовался ещё громадным скачком.

В марте цены не только достигли докризисного уровня, но и обогнали среднегодовую цену 2008 года при отставании от этого года по количеству и малом повышении производства к 2010 году.

Такое положение во многом связано с сезонной активизацией дорожного строительства, главным строительным компонентом, которого есть НСМ. В этом году на ремонт и строительство дорог Правительство России собирается потратить 387 млрд.рублей (+20% к 2010 году), а выстроить больше на 35% за счет софинансирования из региональных бюджетов.

За счет неспециализированной активизации планов и строительства по формированию дорожной сети страны возможно прогнозировать повышение потребления нерудных материалов в 2011 году не меньше чем на 15%. Со своей стороны рост спроса будет поддержан ростом импорта. Цена кроме этого продолжит собственный увеличение за счет повышения транспортных и энергетических тарифов, но сверху её будут сдерживать предложения производителей из СНГ.

В связи с инерцией восстановления количеств производства, возможно ожидать локального роста цен на НСМ в регионах, существенно удаленных от главных отечественных производств нерудных государственных границ и материалов.

В этом году ожидается принятие Стратегии развития ПСМ, разрабатываемой Минрегионом России с 2006 год.

В соответствии с этому документу к 2020 году по оптимистичному прогнозу отрасль НСМ достигнет производства более 1 млрд.м3 в год, по пессимистичному 0,8 млрд.м3 в год Но кроме того в РСФСР на пике её могущества производилось максимум 0,7 млрд.м3, в современной России большой показатель был достигнут в 2008 году – чуть более 0,4 млрд.м3. К сожалению объективные факторы говорят, что каждый год в течение 10 лет додавать по 40-60 млн.м3 мощности не окажется.

В будущем единственным вариантом выживания отрасли в сложившихся условиях останется скорейшая модернизация и укрупнение производителей фирм, внедрение и снижение энергозатрат действенных разработок. Отмеченные ассоциацией «Недра» повышение штрафов за нарушение лицензионных соглашений, рост коррупционной емкости, ужесточение технических регламентов пожаробезопасности должны лишь стимулировать такую консолидацию.

И, не обращая внимания на декларируемые преференции малому бизнесу, государство будет заинтересованно как раз в помощи больших производителей НСМ.

Источник информации: СМПро

Рандомные показатели записей:

Как организовать поставки нерудных материалов вагонами РДЖ


Подборка наиболее релевантных статей: