Сад клода моне

      Комментарии к записи Сад клода моне отключены

Издание Садсадик 1-2006

Сад Клода Моне можно считать одним из его произведений, в нем живописец прекрасным образом реализовал идею преобразования природы по законам световой живописи. Его мастерская не была ограничена стенками, она выходила на пленэр, где везде были разбросаны цветовые палитры, тренирующие глаз и удовлетворяющие ненасытный аппетит сетчатки, готовой принимать мельчайшее трепетание судьбы.

Жорж Клемансо, сосед живописца

Красивая маленькая деревушка Живерни, расположенная рядом от места слияния Эпта и Сены, находится всего в 80 км к северу от Парижа. В первой половине 80-ых годов XIX века по окончании продолжительных и попытокотыскать постоянное жилье как раз ко мне приехал и обосновался со своей семьей живописец Клод Моне.

Местечко так очаровало его, что, не обращая внимания на сверхсложное денежное положение, Моне решился на приобретение гектара почвы. Это приобретение перевернуло всю его жизнь.

Моне увлекся садоводством. Оно интересовало его и ранее. И в Сен-Мишеле (Буживаль), и в Аржантейе, и в Ветейе, не обращая внимания на скудные средства, живописец умудрялся разводить маленькие садики с разросшимися цветниками.Сад клода моне

В Живерни его страсть достигла апогея.

Планировка созданного живописцем сада, поменявшего собственный вид в соответствии со временем года, была продумана до мелочей. Вместе с Алисой Гошеде (второй женой), ее шестью детьми и двумя собственными сыновьями Моне создавал сад собственной грезы.

В первую очередь, были совершены работы на подступах к дому: Моне вырубил аллею елей и кипарисов, посчитав ее через чур унылой.

Но вырубил не под корень, а сохранив высокие пни, за каковые имели возможность цепляться побеги вьющегося шиповника. Скоро плети так разрослись, что сомкнулись, и аллея превратилась в усыпанный цветами сводчатый туннель над тропинкой, ведущей к дому от ворот.

Позднее, в то время, когда пни разрушились, Моне заменил их железными дугами, неспешно зараставшими цветами.

Питая отвращение к громадным декоративным клумбам, каковые в большинстве случаев устраивали на собственных лужайках буржуа, Моне рассаживал группами либо в виде бордюров ирисы, флоксы, дельфиниумы, гладиолусы и астры, хризантемы и георгины, и луковичные растения, каковые на ярко-зеленом фоне лужаек смотрелись как шикарный мозаичный ковер.

Умелый глаз живописца разрешал ему искусно «смешивать» цветы разных окрасок с целью достижения гармоничных сочетаний, переходов и контрастов.

Клод Моне не обожал распланированные либо сдерживаемые в красочном буйстве сады. Он располагал цветы в соответствии с их оттенками и разрешал им расти совсем вольно.

С годами живописца все больше увлекала ботаника, захватив его не меньше, чем изучение световых бликов. В книге, посвященной Моне («Данный малоизвестный Клод Моне»), его пасынок Ж.П.Гошеде отмечает, что наряду с этим живописцу ответственнее всего была не диковинка, а чувство, произведенное ею.

Чувство от подробности и от целого.

Непрекращающийся процесс создания сада вдохновлял Моне, и он добросовестно изучал торговые каталоги, неизменно заказывая все новую и новую рассаду, а помимо этого, обменивался растениями со собственными приятелями Клемансо и Сейботтом. Для получения точной информации из первых рук живописец принимал у себя за обедом самые значительных экспертов-садоводов и особенно сдружился с Жоржем Трюффо.

Моне без конца искал редкие сорта, беря их за весьма значительные суммы. «Все мои деньги уходят в мой сад, – признавался Моне, –но я в полном восхищении от этого растительного великолепия».

Круговорот цветов

«Le Clos Nonmand» был задуман «по-французски». Сад находится перед домом, и строгие прямые линии аллей рельефно контрастируют с пестрым ковром благоухающих целый год цветов. Каждому времени года соответствует собственная цветовая гамма.

Весной поляны светло-желтых нарциссов предваряют цветение тюльпанов, азалий, рододендронов, нежной глицинии и лиловой сирени.

Особенное место в саду занимают любимые живописцем ирисы. Долгими широкими последовательностями высаживали их основной садовник, пять его ассистентов и, само собой разумеется, сам Моне. Поразительной красоты дельфиниумы, размеров и всевозможных оттенков маки и клематисы подводят живую палитру к летней расцветке.

Лето проходит под знаком бурного цветения роз.

С середины осени сад, с молодым и пышным неистовством, горит собственными прощальными красками, перед тем как поблекнуть до следующей весны. Утром и вечером неяркие лучи осеннего солнца ласкают герань и подчеркивают царственность роз, хрупких, как китайский фарфор.

Пламя настурций – бесстыжих завоевателей всех дорожек сада – растекается над их просвечивающими страницами.

На пересечениях основных аллей лавандово-голубые клематисы гордо возвещают о собственном появлении, тогда как вся другая «мелочь» соперничает между собой за место на дальних дорожках.

Красивые георгины завершают своим гордостью картину вечной борьбы за то, дабы хоть на мгновение показать миру неповторимую радугу розового, пурпурного, оранжевого и ярко-желтого.

Водный сад

Вода постоянно восхищала живописца, и, завершив работу над цветником у дома, в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века – через десятилетие по окончании собственного приезда в Живерни – Моне берёт громадной заболоченный надел земли с ручейком по другую сторону дороги.

При помощи властей Моне выкапывает в том месте мелкий пруд, позвав тем самым неудовольствие соседей. Позднее пруд будет увеличен до собственных нынешних размеров.

Водный сад полон изгибов и асимметрии. Он напоминает японские сады, так любимые Моне,– недаром живописец в далеком прошлом увлекался коллекционированием картин с их изображением. В 1895 году был возведен «японский мостик», увитый душистым сиренево-белым кружевом глициний.

Водоем засадили кувшинками практически всех существующих в природе видов, а по краям была устроена живая изгородь из ирисов и стрелолиста.

Пруд был близко обрамлен папоротниками, рододендронами, азалиями, пышными кустами цветущих роз.

Прекрасные плакучие ивы, колонновидные экзотического вида и тополя бамбуковые заросли дополняли проникнутую безмятежным покоем картину.

Пруд и все, что находится около него, образовывает единый пейзаж, разительно отличающийся не только от внешнего сельского мира, но и от многокрасочного цветника перед домом.

Тут облака и небо, слившись в одно целое с цветами и зеленью, отражаются в зеркальной глади пруда.

А граница между грёзами и явью – всего лишь иллюзия… Неизменно пребывавший в прозрачности и поисках тумана, Моне посвятил себя в основном «отражениям в воде» – миру-перевертышу, действительности, пропущенной через водную стихию.

Целый живернийский период, длившийся практически полвека, прошел под знаком Кувшинок.

«Прошло большое количество времени, – писал Моне, – перед тем как я смог осознать собственные кувшинки… Я сажал их для наслаждения, кроме того не помышляя, что буду их писать.

И внезапно нежданно ко мне пришло откровение моего сказочного, прекрасного пруда.

Я забрал палитру, и с того самого времени у меня уже практически не было ни при каких обстоятельствах второй модели».

Склонившись над поверхностью водоема, Моне вечно писал кувшинки, водные растения, плакучую иву.

Около сотни этюдов и законченных полотен создано им на эту тему, и как раз они, пожалуй, приводят к наибольшему восхищению, тем более что многие работы были выполнены на протяжении ухудшения глаукомы, поставившей под угрозу зрение Моне, а потому близки к абстрактной живописи.

Не считая садоводства и живописи я ни на что не гожусь

Клод Моне

В Живерни довольно часто приезжали Сезанн, Ренуар, Сислей, Писсарро, другие художники и Матисс.

Моне обожал принимать их у себя, с наслаждением демонстрируя сад, оранжереи и неповторимую коллекцию японских картин. Зная о страстном увлечении живописца садом, многие приятели дарили ему редкие, неповторимые растения.

Так, к примеру, показались в Живерни привезенные из Японии экзотические древовидные пионы.

Успех полотен импрессиониста к тому времени стал очевиден. По мере того как денег становилось больше, Моне благоустраивал и расширял дом. Позднее им была выстроена в саду мастерская.

Каждый день живописец поднимался в пять часов утра, приходил ко мне и без устали рисовал. Рисовал в любое время года, в любую погоду, в любой час дня. Увлекали его и прогулки по окрестностям: Моне обожал алые от маков поля, тенистые дорожки на протяжении Сены.

Восстановление сада Моне

Непросто сложилась будущее имения, столь дорогого сердцу живописца.

По окончании смерти Моне во второй половине 20-ых годов XX века сад и дом в Живерни унаследовал сын Мишель. Жить в том месте он не стал, а за имением заботилась падчерица живописца – Бланш. Позже – послевоенные годы и война разрухи, в то время, когда денег на содержание красивого сада не было.

Усадьба в Живерни пришла в упадок.

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века Мишель Моне передал ее Академии Красивых искусств.

В том же году началась реставрация дома, продлившаяся продолжительных 10 лет и наконец благополучно завершившаяся, в значительной степени, стараниями Фонда Клода Моне.

Во второй половине 70-ых годов XX века Джералд Ван дер Кемп был назначен куратором Живерни. Андрэ Девиле и известный дизайнер Жорж Труфо помогли ему вернуть сад во всей своей наготе. Лучшие садовники Франции проделали большую, весьма кропотливую работу по реконструкции сада.

Сильно помогли свидетельства современников Моне, фотографии сада и, само собой разумеется, красивые картины живописца. Оказали содействие и многие потомки Моне.

пожертвования и Многочисленные кредиты в итоге разрешили возродить имение, вернуть ему былое великолепие и первозданный вид. Сейчас тысячи визитёров со всех финишей света смогут насладиться неповторимым миром, созданным Клодом Моне.

По данным книги Ж.-П. Креспель «Повседневная жизнь импрессионистов. 1863–1883»/ пер. с фр.

Е.Пуряевой. – М.: Дескать.гвардия, 1999.

Рандомные показатели записей:

Французский сад Клода Моне в Живерни (Giverny)


Подборка наиболее релевантных статей:

  • Неповторимое обаяние старины. вазы эмиля галле

    Украшение дома — это мастерство, имеющее собственные правила, но наряду с этим не ограничивающее строгими рамками полет вашей фантазии. Согласитесь, что…

  • Зачем жираф на этикетке?

    Честно говоря, статью мы планировали писать пара на другую тему. Мы желали посвятить её защитным пропиткам для дерева, предлагаемым современным рынком….

  • Планировка и обустройство дачного участка от елены

    Посетительница форума Елена на протяжении обустройства собственного дачного участка столкнулась с разными проблемами, при ответе которых были допущены…

  • Сад в лунном свете

    Ритм судьбы современного человека обычно не оставляет ему свободного времени, дабы расслабиться и отдохнуть, наслаждаясь образами собственного сада….