Мелодия натурального камня

Серия обзоров, посвященных натуральному камню, которую мы начинаем сейчас публиковать, появилась отнюдь не спонтанно, не смотря на то, что никаких долговременных замыслов мы в этом направлении не вынашивали. Все началось с обзора, посвященного новому русскому облицовочному материалу «Экстраграниту», размещённого в № 40. По окончании выхода этого обзора прошло пара недель, народ звонил в редакцию и интересовался подробностями.

[img] В общем все шло как в большинстве случаев.

Но один из звонков был совсем иным. Нам позвонили из холдинговой компании «Гранул» и задали всего один вопрос: «За что же это мы так плохо в собственном обзоре отозвались о красивом природном облицовочном материале — граните?» Гранит как облицовочный материал мы в обзоре, посвященном «Экстраграниту», вправду упоминали.

Упоминали по большей части кое-какие его недочёты (недочёты, как мы знаем, имеется у любого материала) и в частности повышенный радиационный фон у некоторых видов гранитов. Но, честно, говоря ничего нехорошего о граните по большому счету сообщить не желали. И вот, на протяжении отечественного беседы с компанией «Гранул» нам подумалось: «А из-за чего мы о таком красивом природном материале лишь упомянули?Мелодия натурального камня

Из-за чего бы нам детально не поведать о натуральном природном камне?» И мы тут же договорились о личной встрече.

Все, что мы определили на протяжении данной встречи о натуральном камне, мы и предлагаем сейчас Вашему вниманию в виде серии обзоров. В них мы разберем все вопросы, начиная от добычи и заканчивая уходом за готовыми изделиями, и, конечно же, разглядим вопрос о радиационной безопасности — тот самый с которого началось создание серии.

Но мы должны заблаговременно предотвратить отечественных читателей, что особенное внимание в этих обзорах мы уделим граниту и мрамору, потому, что эти два облицовочных материала нас всех в первую очередь и интересуют. [img]

МАТЕРИАЛ, СОЗДАННЫЙ ПРИРОДОЙ

Среди широкой номенклатуры используемых стройматериалов одно из ведущих мест в собственности камню. Изделия из камня употребляются в строительных работах в качестве несущих конструкций, облицовочного и отделочного материалов.

Природными камнями принято именовать монолитные горные породы, владеющие определенными физико-механическими (прежде всего, декоративными) качествами и прочностными свойствами.

Разнообразие окраски, состава, текстуры и структуры этих материалов разрешает применять их для облицовки фасадов и сооружений и внутренних помещений зданий, и при сооружении скульптур и монументов.

Природный камень, применяемый в интерьере и архитектуре помещений, не только придает изделиям долговечность и высокую прочность, но и оказывает сильное эмоциональное действие на человека.

Благодаря необыкновенному разнообразию рисунков и расцветок, любой, кто хотя бы раз соприкасается в собственной практике с идеальной красотой камня, обязательно «заболевает» коллекционированием, поиском и собирательством использования на практике. Камень притягивает и завораживает.

Чем продолжительнее всматриваешься в сложный, на первый взгляд хаотичный узор, тем глубже проявляется неповторимая структура и тем тяжелее оторвать глаз.

По всей видимости, и этим обусловлена долгая история применения камня и неослабевающий интерес к нему от древних столетий до наших дней. МАЛЕНЬКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Мрамор — это красивый, до сих пор непревзойденный материал для ваяния, обширно использовавшийся уже древними мастерами. И собственный наименование мрамор взял в Греции. В переводе «marmor» свидетельствует «блестящий камень».

Греки вычисляли его камнем всевышних, имея в виду в первую очередь его высокие скульптурные качества.

Благодаря способности пропускать свет на глубину, камень «оживает» — около него создается легкий светящийся ореол, повторяющий контуры. Помимо этого, он владеет неповторимыми пластическими возможностями.

Эти свойства камня, характерные для лучших сортов мрамора, увидели еще в Греции, и древние мастера стали использовать его для ваяния.

Мраморные статуи как будто бы излучают тепло людской тела, камень как словно бы оживает и передает состояние души.

В древние времена мрамор применяли в основном в скульптуре и архитектуре.

природы и Богиня охоты Артемиде, которую древние греки признали идеалом женской красоты, обитатели Эфеса воздвигли прекрасный храм, ставший одним из семи чудес света. Его украсили 125 колоннами из белого как снег блестящего мрамора.

Из белого камня, что добывали на горе Пантеликон вблизи Афин, греки выстроили Парфенон, храм Зевса Олимпийского.

Из паросского мрамора очень способный древний мастер изваял известную «Венеру Милосскую», находящуюся в Лувре. Из этого же мрамора и вторая Венера — Таврическая, которая экспонируется в Эрмитаже. В применении мрамора не отставали от древних древние и греков римляне, благо не было недочёта в собственных месторождениях этого прекрасного материала и ввозить его не приходилось.

Более двух с половиной тысячелетий добывают мрамор в отрогах Апуанских Альп в Карраре (белый и цветной каррарский мрамор до отечественного время считается одним из лучших в мире). Сахаровидный камень этого месторождения пропускает свет на глубину 4 см. Такое высокое светопреломление характерно лишь для самого высокосортного мрамора.

 

В средние века  в применении мрамора было маленькое затишье, но ближе к нашему времени (XVI — XVII вв.) о нем снова отыскали в памяти и с успехом применяли при создании дворцовых интерьеров. по поводу применения мрамора в Старой Руси к сожалению ничего сообщить запрещено. А вот природные камни в строительных работах тут употреблялись с покон веков.

Самый древние сооружения из камня известны в Закавказье, Крыму, Европейской части России. В большинстве случаев, это были культовые и крепостные сооружения.

В каменных постройках городов Киевской Руси и Херсона употреблялся мрамор, известняк и мраморизованный известняк. Главным стройматериалом при постройке крепостных сооружений старого Новгорода являлся известняк и гранит. Широкое использование отыскал белый известняк в постройках XI-XII столетий во Владимиро-Суздальской и Новгородской Руси и в более поздних столичных монументах архитектуры.

Эра расцвета русского камнедобывающего и камнеобрабатывающего ремесла началась в восемнадцатом веке, в то время, когда Петр I и его преемники строили и украшали новую столицу — Санкт-Петербург. Причем был издан правительственный указ, запрещающий ввоз декоративных камней из зарубежа и предписывающий обнаружить, добывать и обрабатывать камень в Российской Федерации. При Петре I были выстроены Петропавловская и Кронштадская крепости, строение Адмиралтейства с верфью и доками, соборы, дворцы и разные национальные строения.

При постройке по большей части использовались камни из Олонецкой губернии (Карелия) — мрамор, гранит, брекчия, сланцы. Камни добывались в виде цельных колонн, громадных блоков для цоколей, пьедесталов, скульптур и т.д.

Колонны Исаакиевского собора высотой 17 м, диаметром 2,13 м, массой 115,6 т; Александровская колонна высотой 25,6 м и диаметром у основания 3,66 м были изготовлены из гранитных монолитов, добытых в карьере Пютерлахской каменоломни около г. Выборга. [img]

В 20-30-х годах этого века камнедобывающая и камнеобрабатывающая отрасль стала интенсивно развиваться на Украине, Урале, в Средней Азии, Закавказье и Сибири. Это было связано с началом реконструкции и строительства больших городов, сооружением Столичного метро.

Для облицовки стен, устройства и колонн полов на станциях метро г.Москвы было применено более 700 тыс.м2 гранита, мрамора, лабрадорита, габбро и других пород.

Еще более стремительное развитие отрасль взяла по окончании ВОВ.

В производство были внедрены новые станки, автомобили, технологическая линия для добычи, переработки и обработки камня, разрешившие высвободить работников от тяжелого физического труда и обеспечить народное хозяйство нужными стеновыми и облицовочными материалами.

Природный камень употреблялся при сооружении таких монументальных строений как Кремлевский дворец съездов, гостиница «Российская Федерация» в Москве, последовательности объектов Ленинграда, Киева, Еревана, Баку, Ташкента и других городов.

В первую очередь века уровень производства облицовочного камня  вырос примерно с 500 до 12 000 тыс. м3.

Наряду с этим характерной изюминкой применения продукции из камня есть сохранение прочностных и декоративных сооружений и свойств зданий в течении тысячелетия и (длительного периода столетия). Тем самым создается среда обитания, формируется архитектура, которая является одним из основных параметров уровня культуры нации, цивилизации и всего человечества.

Исходя из этого ко множеству эпитетов XX века возможно по праву добавить «новый каменный век».

Обусловлено это значительными трансформациями культуры применения и уровня потребления камня. В следствии усиления внимания общества к проблемам экологии, безопасности и услуг и надёжности товаров определилось явное предпочтение в применении и выборе натурального сырья и продуктов.

А из всего списка природных и неестественных стройматериалов по долговечности, декоративности и прочности природный камень находится вне конкуренции.

О практической значимости индустрии камня говорит следующее сопоставление: оборот индустрии облицовочного камня более чем в 2,5 раза превышает оборот алмазодобывающей отрасли.

Так, за 1992 г. оборот мирового рынка камня оценивался в 16-18 млрд. долларов при пересчете всей продукции на условные плиты толщиной 20 мм средней ценой 45-50 долларов/м2.

В сравнении с этим цена необработанных алмазов, добытых в 1994 г. (около 100 млн. карат), составляла приблизительно 6 миллиардов долларов США. Как бриллиант, так и облицовочный камень традиционно помогают для того чтобы роскоши и ориентированы на определённый рынок .

Во многих государствах (Италия, Испания, Китай.

Индия и т.д.) эта отрасль стала значительной частью национальной экономики, о чем свидетельствуют количества продаж кроме того по отдельным видам сырья.

Так, цена экспортных контрактов по иризирующему ларвикиту из Норвегии составила в 1992 г. более 60 млн. долларов.

Для бывших советских республик целый экспорт камня за 1992 г. не достиг 6 млн. долларов. Российская Федерация же, ранее входившая в число фаворитов по производству декоративно-облицовочных материалов, на данный момент занимает лишь 12-13 место в мире и в будущем может ухудшить собственный положение. ГЛАВНЫЕ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ и РАЗНОВИДНОСТИ

Горные породы, применяемые в качестве стеновых и облицовочных материалов, имеют разные физико-механические особенности, состав, цветовую окраску.

Это во многом определяется условиями их образования, количеством и составом входящих минералов. По собственному происхождению горные породы смогут быть поделены на три главных вида:

  • магматические (глубинные и излившиеся), появившиеся в следствии застывания магмы в недрах Почвы либо на поверхности;
  • осадочные, появившиеся методом осаждения неорганических либо органических веществ на земной поверхности и на дне водных бассейнов;
  • метаморфические, являющиеся продуктом трансформации изверженных и осадочных пород под действием больших давления и температур.

Породы группы гранитов — граниты, сиениты, диориты, габбро, лабрадориты, моноциты, тешениты, гранитогнейсы и др. — принадлежат к горным породам, появившимся в следствии ее внедрения и извержения магмы в вакуумы земной коры на большой глубине. В следствии медленного остывания под давлением вышележащей толщи почвы эти породы прекрасно выкристаллизовываются и имеют сильно выраженную полнокристаллическую, значительно чаще гранобластовую структуру.

Текстура массивная с очень малым пористостью, характеризующаяся параллельным размещением минеральных компонентов. По величине зерен, составляющих породу минералов, различают три структуры: мелкозернистая с размерами зерен до 2 мм, среднезернистая — от 2 до 5 мм и крупнозернистая — более чем 5 мм. Размеры зерен очень сильно воздействуют на строительные особенности пород группы гранитов: чем мельче размеры зерен, тем выше долговечность пород и прочностные характеристики.

Эти породы плотны, прочны, декоративны, прекрасно поддаются полировке; имеют широкую гамму цветов от тёмного до белого. Для гранитов характерна объемная масса 2,6-2,7 т/м3, пористость менее 1,5%. Предел прочности при сжатии образовывает 90-250 МПа и выше, при растяжении, срезе и изгибе — от 5 до 10% от этого значения.

Гранит — магматическая порода, содержащая 60-65% плагиоклаза и (полевого шпата ортоклаза), 20-30% биотита и 5-10% кварца, мусковита, время от времени роговой обманки. Самый распространенной структурой гранита есть равнозернистая. Текстура массивная. Основной цветовой фон гранита обусловлен окраской преобладающего полевого шпата — розовой, желтой, красной, зеленой, серой и др.

Высокие декоративные и прочностные значительная распространённость и качества гранита гранитных месторождений определяют широкое его использование в разных видах строительства, в монументальной архитектуре. Сиенит — полнокристаллическая глубинная порода. Главными составными частями являются калиевый темноцветные минералы и полевой шпат (биотит, пироксен, роговая обманка).

Кварц может находиться в малых количествах, что делает породу более легко обрабатываемой если сравнивать с гранитом. Объемная масса 2,6-2,7 т/м3, предел прочности при сжатии образовывает около 200 МПа. [img]

Диорит — глубинная порода, складывающаяся из плагиоклаза, темноцветных (пироксена, амфибола), биотита, ортоклаза. В случае если в породе присутствует кварц, то она именуется гранодиоритом либо кварцевым диоритом.

Структура — кристаллическая, зернистая (чаще мелкозернистая).

Текстура массивная, реже полосчатая.

По физико-техническим особенностям не уступает граниту, лучше раскалывается, но не хорошо принимает полировку.

Употребляется в облицовке конструкций, каковые подвергаются износу и истиранию: плиты для мощения полов и улиц, ступени, бортовые камни, шашка, брусчатка и т.д. Цвет диорита серый с зеленоватыми оттенками.

Объемная масса 2,6-2,7 т/м3.

Габбро — кристаллическая глубинная порода. Главные минералы полевой шпат, пироксен, время от времени роговая обманка, редко биотит.

Структура — кристаллическая, зернистая.

Текстура — массивная, полосчатая, порфировидная. Присутствие темноцветных минералов делает эту породу весьма вязкой и прочной. Тяжело обрабатывается, прекрасно принимает полировку.

Цвет тёмный, темно-серый с разными оттенками.

Объемная масса колеблется от 2,67 до 3,2 т/м3. Предел прочности при сжатии — 200-300 МПа. Одной из разновидностей габбро есть лабрадорит, в состав которого входит Лабрадор.

По цвету лабрадориты разделяются на темно-серые, до тёмного, с размером зерен до 10-12 см, имеющие светло синий и золотистую ирризацию, и светло-серые, с размером зерен 1-3 см, довольно часто с солидным числом кристаллов, ирризирующих в голубых тонах.

Породы группы мраморов относятся к числу самых распространенных пород, применяемых при изготовлении облицовочных плит.

Мрамор образуется из известняка и других карбонатных пород под действием больших давления и температур в следствии регионального и контактного метаморфизма. Структура пород значительно чаще гранобластовая. Породы группы мраморов бывают всецело раскристаллизованы (фактически мраморы) либо частично раскристаллизованы (мраморовидные известняки).

По величине зерна различают мелко-, средне- и крупнозернистые разновидности. Громаднейшей прочностью, износостойкостью и долговечностью владеют мелкозернистые разновидности. По однородности размеров зерен различают равномерно- и неравномернозернистую структуру; по характеру границ между зернами — мозаичную, зубчато-мозаичную и зубчатую структуру.

Тесная связь зерен снабжает долговечность и износостойкость пород (особенно зубчатая и зубчато-мозаичная структура).

Текстура пород слоистая, массивная. По цвету мраморы делятся на белые и цветные (розовые, желтые, серые, голубые, зеленоватые, красноватые, тёмные, коричневые, и разные сочетания этих цветов).

Цветным мрамором характерно наличие прожилок, воображающих собой трещины, заполненные природными цементами. самая ценной разновидностью есть чистый, белый статуарный мрамор, что употребляется для того чтобы.

  Мраморные конгломераты, брекчии и конглобрекчии складываются из кусков и различных галек природного щебня, скрепленных известковым цементом; им характерна пестрота цвета.

В мраморном ониксе ценится просвечиваемость. Породы группы мраморов прочны, достаточно износостойки, плотны, декоративны, прекрасно обрабатываются и легко принимают полировку.

Объемная масса колеблется от 2,3 до 2,6 т/м3, пористость от 0,6 до 3,3%, прочность на сжатие от 30 до 153 МПа, твердость по шкале Мооса от 3 до 4. (Продолжение направляться) Информация предоставлена холдинговой компанией «ГРАНУЛ»

Твитнуть Вадим Ковалев

Рандомные показатели записей:

Колье из бисера и сколов натуральных камней \


Подборка наиболее релевантных статей: