Царское дело

      Комментарии к записи Царское дело отключены

Пожалуй, нет для того чтобы человека, которому не был бы известен ответ на детский вопрос-тайную — «куда царь пешком ходит?». Конечно, в туалет и ванную. Но недавно, всего полтора века назад, не было ни санузлов, ни ванныхв теперешнем понимании.

И цари, не смотря на то, что и пешком, ходили совсем в другие помещения. История превращения этих укромных мест, пожалуй, захватывает не меньше, чем эволюция динозавров, не смотря на то, что и протекала она куда стремительнее…

«Сработанный еще рабами Рима…»

Маяковский, как мы знаем, писал о водопроводе, без которого современный санузел нереально представить. Но римляне его не смотря на то, что и деятельно применяли, но вовсе не изобретали: ванны с проточной водой были известны еще древним и критянам египтянам за полторы тысячи лет до Новой эры. В далеком прошлом знали водопровод и на Дальнем Востоке, и в Индии.

Но вот перевоплотить отправления и процесс омовения естественных нужд в мастерство первыми додумались, наверное, обитатели Италии. Вот как, к примеру, обрисовывал ваннуюпростой римской виллы времен упадка Империи ее хозяин, знатный гражданин Сидоний Аполлинарий (V в.):

«С восточной стороны примыкает к вилле купальня, либо, если ты желаешь, по-гречески, baptisterium, которая содержит в себе около двадцати тысяч мер воды. Сюда-то и переходят через двери, проделанные в стенке, в форме свода, из горячей бани; среди бассейна возвышаются не пилястры, но колонны, каковые хорошими архитекторами почитаются за лучшее украшение. Снаружи, около купальни, проложено шесть труб, по которым стремятся с вершины горы потоки вод; любая из них заканчивается львиной пастью, так прекрасно сделанной, что люди, входящие в том направлении, не быв предотвращены заблаговременно, считаюм, что вправду видят перед собой зубы, готовые сожрать их, глаза, сверкающие от гнева, и всклоченную гриву».

Царское дело

Термы Каракаллы (III век н.э.)

Такие купальни были снабжены не только проточной холодной, но и тёплой водой, а также совокупностью теплых полов, каковые обогревались горячим воздухом от особых подвальных печей через совокупность керамических труб. Подобным же образом отапливались и другие помещения. Но, кроме того самая шикарная вилла уступала по убранству и оснащению коллективным «помывочным» — термам.

Для римского гражданина, хоть какое количество-нибудь обеспеченного, поход в том направлении был необходимым социальным действом – возможно было ненавидеть цирк, пренебрегать театром, но проигнорировать баню означало прослыть совсем уж эксцентричным человеком.

Неотъемлемым элементом римской и терм культуры в целом были и… публичные уборные. Особенной стеснительностью обитатели Империи не страдали: уборные («фрики») кроме этого становились необычными клубами, тем более что плата за вход в них была не смотря на то, что и низкой, но достаточно ощутимой. Отделывались эти заведения кроме этого со всей тщательностью: последовательности мраморных либо древесных сидений, пышно украшенные фресками стенки и мозаичные полы (к примеру, таковы они в сохранившейся публичной уборной в Тунисе).

По всей видимости, неприятные запахи визитёров не тревожили, за счет того, что уборные устраивались над каналами с быстротекущей проточной водой (время от времени уже использованной для купания в бассейнах).

Чтобы сделать времяпровождение еще более приятным, седалища размешались полукругом – так было эргономичнее вести беседы. В центре помещения размешался резервуар с специальными губками и водой, которыми пользовались в гигиенических целях. Помимо этого, услужливые рабы снабжали визитёрам высочайший комфорт (а также – подогревали каменные сиденья постоянным клиентам), исходя из этого многие римляне проводили в таких уборных много времени, довольно часто назначая тут серьёзные встречи.

Немудрено, что строительство новых терм было делом национальной важности – тому свидетельством дошедшие до наших дней руины Терм Каракаллы. На 11 гектарахрегулярного парка расположился настоящий «физкультурно-оздоровительный комплекс», в случае если пользоваться современной терминологией. Все помещения освещались естественным светом через огромные окна, «застекленные» полупрозрачными пластинами оникса, стенки были облицованы мрамором, мозаичные полы кроме этого выложены ониксом и мрамором.

Множество бассейнов с горячей, горячей и холодной водой разрешали в один момент мыться и плавать нескольким сотням человек. Вода в бассейны попадала из огромных резервуаров, каковые представляли собой 64 цистерны, любая с маленький зал. Они наполнялись из одного из самых больших римских акведуков, несущих влагу с гор – Аква Марция.

Тут возможно было и покушать, и отыскать доктора и, кроме того, помолиться – строились при банях и святилища.

Серия Одеон (Несколько Kerama Marazzi)

Римский подход к «санузлам» задал «актуальные тенденции» на века вперед: керамика и мозаика, в лучших имперских традициях, и сейчас правят бал, как во дворцах, так и в квартирах многоэтажек. Немудрено – благодаря «простоте монтажа» и видовому разнообразию такие покрытия разрешают скоро и действенно создавать самые разноплановые интерьеры. Помимо этого, они не только прекрасны, но и гигиеничны, потому, что мыть и дезинфицировать керамику очень просто.

Но, и сам римский стиль популярен уже третью тысячу лет.

«Хорошие интерьеры туалетов и ванных комнат, — говорит Светлана Бирюкова, дизайнер Группы KERAMA MARAZZI, ведущего российского производителя керамической керамического гранита и плитки, — так эргономичны, в них так конечно и беспроблемно вписывается фактически каждая современная сантехника, что их популярность была, имеется и будет стабильно высокой. Неудивительно, что у многих современных производителей для «классики» в обязательном порядке находится место: к примеру, в отечественной последней коллекции «Французский стиль» имеется серия «Одеон», точно имитирующая мрамор, причем в качестве декора употребляются вставки-камеи, повторяющие древние образцы».

«Британец, мудрец…»

Падение Римской империи, продолжавшееся, к слову, много лет, погребло под собой не только храмы и цирки, но и культуру мытья, да и большая часть гигиенических навыков. Но, стоит развеять неспециализированное заблуждение о тотальной нечистоплотности средневековых людей: именно в Средневековье, в особенности раннее, люди мыться обожали и за собой, в общем, следили. Тому свидетельством бани в Равенне, столице Теодориха Великого (VI в.), остготского короля, владыки Италии. Да и в написанном в начале XIV в. доктором Арнольдом из Виллановы «Салернском кодексе», направленном король Англии, рекомендуется:

«Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,

В меру в том направлении и ко мне походи, потянись, расправляя

Члены собственные, причешись и зубы почисти.

Всё это Ум усиливает и силу вливает в другие члены.

Ванну прими…».

Изменилось все на заре Восстановления, в то время, когда на Европу обрушилась чума.Из-за громадного количества зараженных в коллективных бассейнах (больных пробовали лечить ваннами), они стали центрами распространения «чуме ». Это увидели, но, как часто бывает, в буквальном смысле «с водой выплеснули ребенка»: сделали вывод, что заболевание связана с избыточной чистоплотностью. И началась эра тотальной грязи, продлившаяся пара столетий…

Но, в случае если быть грязнулей, в общем, не сложно и не формирует особенных неудобств окружающим, то отправление естественных нужд, в особенности в городах, преобразовывается в значительную социальную проблему. Решить ее пробовали с переменным успехом, но дальше ночных горшков инженерная идея не уходила довольно продолжительное время. Только в конце XVI в. в Англии была создана более-менее успешная конструкция, ставшая прототипом современного унитаза (да и канализации!).

Обстоятельством ее создания стала в буквальном смысле невыносимая воздух в королевской резиденции. Исходя из этого известный придворный поэт (ему приписывают авторство многих шекспировских произведений), техник, авантюрист и интриган господин Джон Харингтон решил создать для королевы Елизаветы I настоящий унитаз с водяным смывом. Но, новинка не прижилась, потому, что основной собственной цели – спасения монархини от неприятных запахов, «Аякс» не достиг.

Господин Джон Харрингтон

По-настоящему отношение к гигиене снова поменяла ужасная эпидемия. По окончании нескольких лет «великой английской вони» (в жару стоки и отбросы, невозбранно попадающие в Темзу, не успевали уноситься течением; они передавали источники питьевой воды и порождали невыносимый запах), принесшей за собой еще и холеру,британцы действительно озаботились проблемами чистоты. Революцию произвело изобретение во второй половине 40-ых годов девятнадцатого века «сифона» — U-образного изгиба сточной трубы между входом и унитазом в канализацию.

Кстати, приблизительно сейчас показалось и само слово «унитаз». Мастера Джордж Дженнингс и Томас Твитворд придумали единую конструкцию, складывающуюся из привычных сейчас сливного бака и стульчака, назвали по-латински unitas («единство») и, возобновляя традицию, представили ее королеве Виктории.

Дальше развитие «туалетных» разработок происходит все стремительнее, вместе с убыстряющимся ритмом судьбы. В начале XIX в. показался душ. Одна из самых ранних моделей, выпущенная в первой половине 30-ых годов девятнадцатого века, устанавливалась в ванне, откуда вода вручную накачивалась в верхнюю лейку.

Так несложная помывка преобразовывалась в достаточно важную тренировку.

Александр Манукян, глава компании Delta Faucet Company

Эволюция туалетов и ванных быстро ускорилась с ростом урбанизации. В больших городах, где жилое пространство ограничено типовой архитектурой многоэтажек, от душа и унитаза потребовались не только функциональность, но и компактность. Конструкции сантехники усложнялись и миниатюризировались, приспосабливаясь к сужающимся площадям.

Так, уже в середине прошлого века Александр Манукян изобретает однорычажный смеситель, а швейцарцы из Geberit разрабатывают встроенную сантехнику.

Инсталляционные стойки разрешили убрать громоздкие бачки в стенке, «подвесив» унитаз и высвободив драгоценные сантиметры пространства. «Возможно сообщить, — вычисляет Оксана Клевец, менеджер по продаже сантехники Hatria, — что теснота в этом случае – двигатель не только прогресса, но и дизайна. К примеру, встроенная сантехникане нужной площади, но и разрешает решать достаточно непростые архитектурные задачи, делая интерьер более «воздушным».

Увижу, кстати, что встраивание техники – не единственный пример того, как «продвинутая» разработка экономит пространство. Для случаев, в то время, когда монтаж инсталляционной стойки неосуществим, имеется вариант с «монолитным» бачком унитаза. Эта совокупность – Monolith (она предлагается и в Российской Федерации) – разрешает визуально убрать несимпатичные технические подробности».

Сантехническая совокупность G-FULL (Hatria, Marazzi Group)

В то время, когда, уже в нашидни, дизайн, наровне с качеством, стал одним из основных параметров потребительского выбора, в дело снова вступили итальянцы, появлявшись законодателями мод. Компания Hatria сумела вернуть в современную ванную дух римских терм достаточно несложным методом: продукция изготавливается не из стандартного недорогого фаянса, а из фарфора Vitreous China. Замена разрешила создать изделия сложной формы и высокого качества.

Одну из разработок Hatria, пара лет назад взявшую респектабельную премию Ассоциации Индустриального Дизайна Италии (ADI),совокупность G-FULL, и вовсе возможно назвать хорошей наследницей античности. Совокупность, больше похожая на скамейку из добропорядочного дерева, является единое моноблочное изделие: унитаз с эргономичным сидением и биде. Оба устройства скрыты под неспециализированной крышкой, которая делается из массива ирокко.

Это дерево, произрастающее в Африке, обширно употребляется при постройке яхт, потому, что не опасается воды. Но, для последователей hi-tech, верх может изготавливаться из полимерного композита.

Сантехническая совокупность G-FULL (Hatria, Marazzi Group)

Нужно подметить, что дерева и использование фарфора делает изделия более массивными, чем простые (к примеру, G-FULL достигает 50 кг). Но «лишний» вес не только говорит о качестве материала, но совершает технику более устойчивой и надежной.

Эволюция ванной помещения – вещь увлекательнейшая: от мозаичных терм Каракаллы до высокотехнологичного санузла в муниципальный многоэтажке — «расстояние огромного размера», в которой уложились и сибаритские нравы Древнего Рима, и нечистоплотность позднего средневековья, и маниакальная страсть к гигиене современного человека. И в случае если венцом развития животного мира возможно признать человека, то трансформации в ванных все еще идут, подчиняясь прихотливой моде. Но, с параметрами успешности «сантехнической эволюции» люди уже очевидно определились: на вершине остаются стиль, долговечность и качество.

Пресс-службаГруппы KERAMA MARAZZI

Рандомные показатели записей:

Романовы. Царское дело 1 серия \


Подборка наиболее релевантных статей: