Энергоэффективность: нормативно-правовой аспект. нормы энергоэффективности

      Комментарии к записи Энергоэффективность: нормативно-правовой аспект. нормы энергоэффективности отключены

Во времена СССР вопросы энергоэффективности жилых строений не рассматривались в качестве приоритетных. На первом месте тогда стояла экономия стройматериалов и уменьшение сроков строительства. Снижая капитальные затраты, государство в разы увеличивало эксплуатационные, в расчёте на то, что недорогого горючего стране богатой природными ресурсами хватит если не окончательно, то весьма на долгое время.

В следствии не меньше одной трети всех добываемых в СССР энергоносителей уходило на потребности отопления. Подобное расточительство, не говоря уже о негативном действии на внешнюю среду, побудили к принятию в середине 90-х годов прошлого века первых норм, улучшивших энергоэффективность строений.

В создании СНиПов и ГОСТов в данной сфере Российская Федерация ориентировалась на опыт развитых государств, где вопросами энергоэффективного жилищного строительства занимаются в течении продолжительного периода времени. Результат данной работы — интернациональные нормативные документы, разглядывающие все нюансы увеличения энергетической эффективности строений.

Исторический нюанс

Вопрос энергосбережения в строительных работах стал объектом внимания с 70-х годов XX века. Основной обстоятельством послужило осознание необходимости экономии энергоносителей по окончании мирового энергетического кризиса 1974 года, а такжесоздание инновационной концепции устойчивого развития и её принятие большинством развитых государств. Разработка первых правил в области энергоэффективности строений стала результатом критики Интернациональной энергетической конференции ООН.

Оппонентами МИРЭК выступили эксперты, каковые говорили об огромных резервах увеличения тепловой эффективности строений. В ответ на это во второй половине 70-ых годов двадцатого века МИРЭК был сформулирован фундаментальный принцип экономии энергии. Он гласил, что “энергоресурсы смогут быть использованы более действенно, в случае если меры, каковые осуществимы технически, обоснованы экономически, и приемлемы с экологической и социальной точек зрения”.

В последующие годы во многих государствах были созданы нормы, каковые разрешили в ограниченное время существенно снизить рост энергопотребления в строительных работах. Первые нормативно-правовые акты были приняты на национальном уровне в Дании (Danish BR77 standard) и Швеции (SBN-80, Svensk Bygg Norm). Как следствие, в течение семи лет в Дании потребление тепловой энергии на потребности отопления строений сократилось на 28%, а в Швеции — практически вдвое.

На сегодня энергетические стандарты в этих государствах выше норм в других государствах Европейского союза.

В середине 80-х годов в Германии была создана новая концепция энергосбережения в жилищном постройке, которая стала называться Passivhaus. Дома, выстроенные в рамках Passivhaus, должны были применять для потребностей отопления в основном внутренние тепловые ресурсы и иметь минимальный теплообмен с окружающей средой за счёт отличной теплоизоляции.

На сегодня Passivhaus, и фактически подобный ему по требованиям канадский стандарт R-2000, признаётся специалистами ведущим стандартом с позиций энергоэффективности в мире.

Первым нормативным актом, что полностью возможно назвать интернациональным, стала Директива Европейского союза 93/76/ЕС по ограничению выделений двуокиси углерода методом улучшения энергетической эффективности либо SAVE.

Документ был принят в первой половине 90-ых годов двадцатого века и предусматривал множество мер по увеличению энергоэффективности жилых строений. В их числе — разработка энергетических паспортов строений, действенная теплоизоляция снова возводимых строений, регулярный анализ статей расхода энергии и увеличение эффективности её применения, а также субсидирование на национальном уровне трети затрат, направленных на экономию энергии.

Энергоэффективность: нормативно-правовой аспект. нормы энергоэффективности

На базе закона SAVE в феврале 2000 года Совет и Европейский Парламент ЕС принял программу содействия энергоэффективности строений с подобным заглавием. Программа предусматривала меры по стимулированию увеличения энергоэффективности строений, поощрение инвестиций в энергосбережение общественными потребителями и частными и в индустрии, и создание условий улучшения интенсивности энергопотребления в сфере конечного потребления.

программа и Нормативный акт SAVE стала базой для новых норм и стандартов в области энергоэффективности в ряде европейских государств – Германии (какое количество-2002), Франции (RT — 2000), Нидерландах (1998) и других. Их главная задача пребывает в понижении до 30% потребления первичной энергии в жилых строениях если сравнивать с ранее действующими стандартами. Нужно также подчеркнуть тот факт, что нормына основе SAVE приравнивают меры по сбережению энергии тепловой защитой строения к мерам по сохранению энергии в системах теплоснабжения и отопительных системах.

Современные нормы

В 2000 году было совершено научное изучение, которое продемонстрировало, что к 2030 году связь между импорта и Евросоюза энергоносителей достигнет 70%, в то время как сейчас данный показатель не превышает 50%. Это подтолкнуло Совет и Европейский Парламент ЕС к принятию “Европейской стратегии надежного обеспечения энергетических поставок”, приобретшей известность как “Зелёная декларация”.

В одном из приложений к декларации указано, что потребление энергии в сфере и быту одолжений образовывает 40,7% совокупного потребления энергии в станах ЕС. Наряду с этим порядка 84% данной энергии приходится на снабжения нужд зданий и обеспечение отопления тёплой водой. Со своей стороны, эти национальных изучений, совершённых в ряде государств Европейского союза, продемонстрировали, что более 75% жилищного фонда в Европе требуют модернизации для понижения энергопотребления.

Опираясь, на показатели и данные исследований, приведённые выше, в декабре 2002 года была принята новая Директива 2002/91/ЕС (общепринятое наименование EPBD), которая получила юридическую силу с первого января 2003 года. Её основной целью есть реализация потенциала экономии энергии, что на данный момент оценивается в 50% и понижение выбросов СО2в воздух на 45 млн. тысячь киллограм в год.

В Директиве прописаны неспециализированные условия методики расчета энергоэффективности и минимальные требования для строящихся и уже существующих строений, являющихся предметом реконструкции. Помимо этого, документ говорит о необходимости энергетической сертификации строений, о которой говорилось ещё в SAVE.

Наиболее важным при расчёте энергоэффективности строений есть учёт полностью всех факторов, талантливых оказать влияние на конечный итог.

Это теплотехнические характеристики строения, горячее и отопительные установки водоснабжение, механическую вентиляцию, осветительные установки, характеристики внутреннего микроклимата, и климатические изюминки региона а также ориентацию строений на местности.

EPBD повысил значение сертификата (энергетического паспорта) энергоэффективности строений, по сравнению со стандартами SAVE.

Энергетический паспорт обязан содержать показатели энергетической эффективности строения, применяемые в стандартах, принятых на национальном уровне. Это нужно чтобы потребители имели возможность совершить сравнение черт нескольких объектов и выбрать хороший вариант.

Данное положение есть стимулирующим причиной, поскольку, трудясь над увеличением энергоэффективности строения, девелоперы приобретают дополнительные конкурентные преимущества.

На базе EPBD в Европе были внедрены нормы, содействующие увеличению энергоэффективности снова возводимых и существующих строений площадью более чем 1 000 м2. В частности, ещё на этапе проектирования домов данного типа должны быть выбраны и утверждены совокупности теплоснабжения.

В ноябре 2008 года было одобрено внесение поправок в Директиву EPBD, существенно ужесточающих требования к энергоэффективности.

В частности, современным стандартам должны будут кроме этого соответствовать дома площадью менее 1 000 м2. Страны-участники ставят амбициозные цели по достижению экстремально низкого либо нулевого энергопотребления.

Так, к 2020 году Дания собирается сократить его на 75% по сравнению со ветхими строениями, Норвегия, Германия и Нидерланды строить пассивные дома (отапливаемые за счет внутренних ресурсов), Венгрия и Великобритания – строения, при эксплуатации которых в воздух не выделяется CO2, а Франция – сооружения, каковые не будут потреблять, но кроме того производить энергию.

Ответственным интернациональным документом стал и Киотский протокол, принятый в декабре 1997 года.

Он обязывает страны с развитой и переходной экономикой сократить либо стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах если сравнивать с 1990 годом. В частности, страны ЕС приняли обязательство по понижению выбросов на 8%, Канада и япония – на 6%, а Российская Федерация обязалась сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990 года.

Киотский протокол действует во время с 2008 по 2012 год, и ожидается, что в декабре 2009 на конференции ООН в Копенгагене ему на смену будет принято новое соглашение.

Ещё одной формой регулирования являются нормативные акты, принятые на саммитах Громадной Восьмёрки. Главным из них на сегодня есть документ “Глобальная энергобезопасность”, принятый на саммите Громадной Восьмёрки в Петербурге, 16  июля 2006 года. Он включает в себя “Санкт-Петербуржский замысел”, в третьем пункте которого детально оговариваются меры увеличения энергетической эффективности.

Замысел характеризует сбережение энергоносителей в качестве меры, равносильной их производству, а как правило как более рентабельный и экологически важный метод обеспечения растущего спроса на энергию. Кроме этого, увеличение энергоэффективности расценивается как главный фактор упрочнения глобальной энергобезопасности, содействующий улучшению экологии, благодаря сокращению выбросов СО2и других загрязняющих веществ.

“Санкт-Петербуржский замысел” предусматривает создание максимально строгих стандартов энергетической эффективности, в том числе и в области строительства, в государствах-участниках G8. В разделе о стимулировании указана необходимость создания денежных и налоговых стимулов, содействующих внедрению энергоэффективных разработок, и необходимость принятия мер по расширению масштабов применения уже существующих разработок.

Вторым мотивирующим причиной есть внедрение энергоэффективных разработок в строениях национальных учреждений.

Нужно подчернуть, что интернациональные документы, а также Директива 2002/91/ЕС, Киотский протокол и “Глобальная энергобезопасность”, разглядывающие в качестве одного из приоритетных направлений увеличение энергетической эффективности в строительных работах, и опыт развитых государств, послужили базой для нормативно-правовой базы в Российской Федерации.

Российский опыт нормирования

Первым шагом к реализации мер по увеличению энергоэффективности у нас стала “Энергетическая стратегия России до 2020 года”, принятая в первой половине 90-ых годов двадцатого века. В соответствии с ей, приоритетными направлениями в области понижения энергоёмкости ВВП являетсяпривлечение интереса бизнеса к вопросам энергосбережения, и создание условий для инвестирования в данную область. Кроме всего другого стратегия предусматривает предоставление льготных условий для ведения бизнеса в сфере энергосбережения.

В то время возможности для реализации “Энергетической стратегии” были ограничены отсутствием нормативно-правовых механизмов, содействующих внедрению энергосберегающих мер. Обстановка во многом изменилась в 2003 с принятием закона“Об энергосбережении”, в котором уделялось громадное внимание увеличению энергетической эффективности использования и зданий энергосберегающих материалов при их постройке. Выход закона послужил толчком для разработки комплекса нормативных документов, регулирующих разные нюансы энергоэффективности на федеральном и региональном уровне.

В их числе был СНиП 23-02-2003 “Тепловая защита строений”, и Территориальные строительные нормы “Энергетическая эффективность в жилых и публичных строениях”, каковые действуют в 52 субъектах РФ. Пересекающиеся с EPBD новые стандарты энергоэффективности разрешили улучшить теплозащитные характеристики ограждающих конструкций строения в 2,5 – 3 раза. В следствии в среднем энергопотребление снова строящихся жилых строений сократилось с 600 кВт, ч/м2 до 350 кВт, ч/м2.

Сейчас в Российской Федерации реализуется пара федеральных и региональных программ по увеличению энергоэффективности. В их число входит федеральная программа “Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на возможность до 2010 года”, нацеленная на перевод экономики России на энергосберегающий путь развития, сокращение вредных выбросов в минимизацию и атмосферу загрязнения внешней среды. Помимо этого, возможно выделить Федеральную целевую программу “Увеличение эффективности энергопотребления в РФ на 2008 – 2015 годы”, совместный проект России и ЕС — “Энергоэффективность на региональном уровне в Архангельской, Астраханской и Калининградской областях”, и Целевую программу “Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006 – 2010 годы”.

Потому, что по статистике около 50% энергопотребления приходится на сектор домашнего хозяйства, реализации региональных программ по энергосбережению содействует информирование населения о необходимости и методах экономии энергии. Так, прекрасно заметны подобные информационные кампании в Москве, проводимые при помощи Департамента ТЭК города.

К данной программе с августа 2008 года присоединился всемирный фаворит в области производства негорючей теплоизоляции – компания ROCKWOOL. Изюминкой кампании есть не просто призыв к общественности рационально применять тепло- и электричество, но и предложение конкретных нужных советов по ее экономии.

В рамках информационной программы трудится сайт www.beregiteplo.ru, говорящий о утратах энергии и тепла в Российской Федерации, действенных методах их сокращения и опыте строительства энергоэффективных строений в России и Европе. Размещенные на улицах столицы, и Петербурга, Краснодара и Казани билборды информировали, что теплоизоляция оказывает помощь экономить на отоплении помещения дома до 90% энергии. «Легко утеплив все конструкции строения качественной теплоизоляцией вы существенно снижаете затраты на поддержание в помещениях комфортной температуры», — комментирует председатель совета директоров русского подразделения компании ROCKWOOL Ник Винс.

Роман Ильягуев
Пресс-служба компании ROCKWOOL Russia

Рандомные показатели записей:

Технологии проектирования энергоэффективных зданий. Первичный анализ и энергомоделирование.


Подборка наиболее релевантных статей: