Белый камень

      Комментарии к записи Белый камень отключены

Возможно, не все знают, что известный белый камень, наградивший Русь эпитетом «белокаменная», послуживший материалом для постройки и изготовления украшений многих дворцов и храмов, выдержавший опробования столетиями – это старейший природный материал известняк. Эта обширно распространенная горная порода появилась на Земле большое количество миллионов лет назад на дне древних морей из морских осадков и занимает более 10% отложений покрова отечественной планеты.

Известняк полностью складывается из кальцита и имеет неповторимую внутреннюю структуру: количество внутренних пор достигает 20-30% от количества камня, благодаря чему минерал «дышит». Этим разъясняется высокая морозоустойчивость белого камня, соответственно, и его долговечность. Пленка выветривания, которой со временем покрывается материал, предотвращает предстоящее химическое разрушение камня.

Твердость кристаллов кальцита придает известняку большую прочность, а наличие и мелкозернистость пор делают его одним из самых удобных для обработки материалов. Последнее свойство во многом и выяснило роль белого камня в архитектуре многих государств, а также старой Руси.Белый камень

обработка и Добыча известняка

Добыча известняка проводилась достаточно легко — методом ломки. Именовался он так вследствие того что верхний слой породы поднимали ломами и разбивали ударами молота по металлическим клиньям.Маленькие куски камня извлекали вручную, для более больших использовали приспособление типа ворота, которое приводили в воздействие от десяти до двадцати рабочих.

Распиловка камней на блоки осуществлялась вручную несложной металлической пилой. В ходе работы на место распила додавали песок (как абразив) и воду, делающую натуральный камень более мягким и податливым. Часть добытого известняка шла на обжиг чтобы получить известь, блоки и бруски предназначались для постройки фундаментов и стен, а плоские плиты шли на внешнюю и внутреннюю отделку строений.

Обработка изделий из белого камня кроме этого осуществлялась вручную: неровности поверхности скалывали особым инструментом, а после этого шлифовали посредством чугунной гладилки и речного песка. Для шлифовки фигурных элементов изготавливали отдельные терки, повторяющие формы выступов. Для придания готовым изделиям дополнительной прочности их высушивали под солнцем либо в особых печах.

История изделий из известняка

В Киевской Руси применение известняка началось со времён постройки князем Андреем Боголюбским храма Покрова на Нерли, в 1165 году. По преданию, камень для постройки был привезён из булгарского царства, над которым князь одержал победу за год до начала строительства церкви. Белокаменные резные рельефы украсили стенки постройки, а центральной фигурой в композиции стал восседающий на троне царь Давид, левой рукой держащий псалтырь, а правой творящий благословление.

Но, до храма Покрова на Нерли был выстроен белокаменный Храм Глеба и Бориса в селе Кидекша под Суздалем, и датой его сооружения именуют 1152 год.

Предстоящее строительство в Киевской Руси велось из местного известняка. Его добычу начали по указу Дмитрия Донского, решившего окружить Кремлькаменной стеной.

С того времени белый камень начал использоваться везде как для постройки, так и для художественного оформления сооружений порталами и орнаментами.

Белые и желтоватые мячковские известняки стали совершенным материалом для изысканной скульптурных композиций и резьбы, а мастеров, трудившихся над ними, именовали камнесечцами.

Одним из красивейших белокаменных сооружений стала церковь Знамения, выстроенная в селе Дубровицы, рядом от Подольска. Она возведена из блоков мячковского известняка и украшена необычной резьбой в виде гроздьев и листьев винограда, вьющихся по стенкам. Мастерство резчиков и строителей по камню разрешило создать храм, признанный одним из шедевров мирового мастерства.

Для изготовления барельефов белый камень стал широко применяться во второй половине XV века.

Как раз тогда скульптором и зодчим Василием Ермолиным были изготовлены два барельефа, установленных на Спасской (ранее именовавшейся Фроловой) башне Кремля . С наружной стороны ворот был установлен герб Москвы, изображающий Георгия Победоносца.

А через два десятилетия затем события, во второй половине 60-ых годов XV века, сторону башни, обращенную на Кремль, украсил барельеф с фигурой Дмитрия Солунского.

Но самый пик популярности белого камня в Киевской Руси пришелся на начало XIX века. Тогда было произведено множество резных украшений и скульптур, среди которых более трехсот скульптором Иваном Витали.

Практически сразу после победы русского народа в Отечественной войне 1812 года на Воробьёвых горах началось строительствохрама Христа Спасителя, как признательность за заступничество Всевышнего и как памятникмужеству русского народа. По плану архитектора А.Л.

Витберга это грандиозное сооружение должно было быть видно из любой точки столицы.

Материалом для фундамента храма был выбран известняк. Чтобы его доставка не обходилась через чур дорого,добыча этого камня началась в селе Григорово, расположенном рядом от Москвы.

Но из-за наличия подземных непрочности и ручьёв земель на Воробьевых горах строительство было нужно завершить и выбрать для храма второе место -на берегу Москвы-реки, рядом от Кремля.

По окончании окончания строительства на Воробьевых горах были приостановлены и григоровские разработки известняка. К этому месторождению возвратились уже позднее, через 15 лет, в то время, когда приступили к новому постройке храма.

Для отделки стен употреблялся плотный белый известняк, разрабатывавшийся в окрестностях Коломны. Такжедля внутренней и наружной облицовки использовались другие природные камни -темно-зеленый лабрадорит, розовый шокшинский кварцит, многоцветные мраморы. Храм Христа Спасителя строился практически 40 лет, и по окончании работ смотрелся белой глыбой, похожей на огромный айсберг.

Таким он остался в памяти современников кроме того по окончании того, как это величественное сооружение было уничтожено.

Со времен применения в качестве отделочного материала белого камня в Киевской Руси было создано множество великих архитектурных шедевров, кое-какие из которых славятся не только в стране, но и за границей. Кое-какие из них, к сожалению,не сохранились до отечественных времен, но большинство церквей, дворцов и усадеб восхищает собственной изысканностью и красотой отделки и сейчас.

Использование известняка в наши дни

С середины прошлого века разработки камня в Российской Федерации стали проводиться взрывным методом. С одной стороны это существенно облегчило труд рабочих, с другой – быстро сократило применение в строительных работах и отделке известняка.

Обстоятельством тому была специфика месторождений белого камня, залегавшего через чур узкими пластами, чередовавшимися с глинами и мергелями.

Взрывной способобрушивал совместно со слоями известняка и сопровождавшую их ненужную породу, перемешивая их и затрудняя добычу камня.

Помимо этого, в стране стало деятельно развиваться ЖД сообщение, и отделочный камень стало дешевле и несложнее доставлять издали.

Самый распространенной в то время стала отделка из гранита, мрамора, габбро, добытых на Урале, Украине либо на Кавказе.

Почти прекратилась разработка известняка для облицовки в Мячковских карьерах: камень оттуда поставлялся достаточно редко, для особенных заказов.

На данный момент разработка известняка стала деятельно оживать.

Всё больше строений начало обретать красивую белокаменную отделку, возвращая России забытый эпитет «белокаменная».Восстановлением облицовки монументов старины занимаются бригады квалифицированных резчиков и специалистов по камню. Их новые работы не уступают творениям древних мастеров, а благодаря применению новых современных инструментов, художественная резьба стала более красивой, утонченной.

Снова открытые по всей России каменоломни разрешают поставлять экспертам по обработке камня известняки разных оттенков и видов – от ослепительного белого как снег до добропорядочного желтоватого. Но эксперты по камнеобработке не ограничиваются камнем лишь русских месторождений: известняк удачно поставляется и из зарубежных государств, среди них и из Италии.

Статья предоставлена Компанией «КАМ»

Рандомные показатели записей:

Ансамбль \


Подборка наиболее релевантных статей:

  • История из камня

    Как строительный и отделочный материал натуральный камень — мрамор, гранит, известняк, доломит и оникс, использовался человеком с давних пор. И первую…

  • Мелодия натурального камня

    Серия обзоров, посвященных натуральному камню, которую мы начинаем сейчас публиковать, появилась отнюдь не спонтанно, не смотря на то, что никаких…

  • Новые виды искусственного камня

    Серебро против заразы Плюс гидроизоляция Дыши легко! Свет в ночи Мнения специалистов На русском рынке отделочных материалов ненатуральный камень…

  • Мелодия натурального камня (продолжение)

    Сейчас мы продолжим разговор о натуральном камне, начатый в номере 45. Породы группы гранитов распространены во многих районах бывших советских…