Сад, где обитают будды.

      Комментарии к записи Сад, где обитают будды. отключены

Художественное явление, именуемое сейчас японским садом, сформировалось примерно в начале X века. С тех самых времен все, кому довелось заметить настоящий японский сад, честно восхищаются им. Продуманность композиции, очевидность строгих законов гармонии делают таковой сад подлинной моделью мироздания.

Изначально сады в Стране восходящего солнца разбивались при синтоистских монастырях. Жизнь монахов проистекала в созерцании и молитвах, а отысканный ими метод передать священную силу природы через символические сады разрешал раздвинуть рамки монастырской территории: за маленьким прудом стоял целый океан, а бугры воплощали красоту всех горных хребтов планеты.

Предстоящей эволюции садов содействовал буддизм. Аскетизм буддийской философии породил мастерство сухого сада, где посредством сыпучих природных материалов (песка, гравия) и камней различной формы и фактуры создавались волнующие пейзажи, в которых возможно было рассмотреть не только модели дикой природы, но и метафорический рассказ о странствиях людской души, о превратностях судьбы и, самое основное, о методах преодоления этих препятствий.Сад, где обитают будды.

Для буддиста создание сухой композиции – один из дорог дзен, полный понимания и созерцательности природы камней. У каждого камня – собственная душа, собственная жизнь, за каждым стоит собственная метафора.

Расставить камни неверно – свидетельствует солгать и тем самым вызвать визитёра сада на фальшивый эмоциональный отклик.

Как раз вследствие того что каждому камню свойственна индивидуальность, нереально создания мастеров древности, о чем давал предупреждение еще создатель «Сакутейки», советуя при создании композиций доверяться в первую очередь собственным ощущениям.

Сад у дома

«Светские» японские сады формально возможно было бы подразделить на малые, от нескольких квадратных метров, предназначенные только для созерцания, и на громадные, ландшафтные, в которых возможно гулять, наслаждаясь сменой композиций, бегущими ручьями, искусно выполненными островами, каменными пагодами и мостиками.

Кроме сухих пейзажей, японским садом может стать ландшафтная композиция, главный герой которой вода, – сад воды.

Пара реже возможно встретить сад мхов, выстроенный на игре оттенков и фактуры зелени этих древних жителей планеты.

Чаще же всего домашние восточные сады включают в себя и камни, и воду, и зеленые насаждения; значительную роль играются малые архитектурные формы – мостики, фонари, беседки, разнообразные сосуды для воды, которых нет ни в каких вторых садах мира. Но каким бы ни был в тягость элементов, принципиально важно только то, что хозяин сада желал выразить, остановив собственный выбор именно на них.

Иньская сила сада

В начале эволюции садового мастерства Японии (VII–XII столетия) в этом государстве употреблялась китайская модель сада с водоемом: обустраивались большие пруды и озера, в которых возможно было кататься на лодках в форме дракона, перемещаясь так через целый сад. Под влиянием дзен-буддизма показались имитации водных пространств из песка и камней и появилась тенденция ценить не столько водную гладь, сколько звуки и динамику потока, издаваемые водопадами и ручьями.

Водопады японского сада смогут быть несложными и сложными, многоступенчатыми. Места для них выбираются с особенной тщательностью. Практически в любое время эти водные сооружения прикрыты растительностью, что придает пейзажам еще громадную романтичность.

С данной и с той стороны
Шум водопадов слышится
Через молодую листву
Ёса Бусон

Вода может предстать и как пруд. В современных японских садиках пруды заменяют маленькие каменные бассейны с водой, а время от времени кроме того для них не находится места. Тогда «думы об отдаленном», каковые, согласно точки зрения японских поэтов, вызывает вода, смогут быть навеяны только при помощи тсукубаи – каменной чаши в виде бочки, в которой традиционно омывали руки при чайной церемонии.

В некоторых случаях тсукубаи может пребывать на уровне почвы, но значительно чаще ее приподнимают на высоту 20–30 см. В большинстве случаев тсукубаи ставят на низкой маленькой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью либо в центре сада и обязательно освещают каменным фонарем.

Второй декоративный элемент сада, имеющий яркое отношение к воде, – узкий водопровод из полого стебля бамбука. Японское наименование этого водотока – shishi odoshi, что переводится как «пугающий оленя», так как он был изобретен фермерами как раз с целью этого. Значительно чаще такие сооружения располагают на краю пруда.

Мостики – древесные либо из камня – разрешают преодолеть водные препятствия (так как кроме того мелкий ручей – прообраз бурной реки). В японском саду они очень необычны, легко узнаваемы по конфигурации. Значительно чаще мостики опираются на берега, но бывают и висячие.

Сияет луна.
Ступил на мостик висячий –
скрипнули доски…
Найто Мэйсэцу

С инженерной точки зрения водоснабжение в японском саду замкнуто. Употребляются система и насос водопроводов, но все это элементарно легко для воплощения, детально обрисовано в соответствующих пособиях и знакомо любому ландшафтному архитектору.

Символика вечности

Растения появляются и исчезают, водоток может поменять русло и провалиться сквозь землю, и лишь камни создают в саду чувство вечности.

В той маленькой модели мироздания, которую является восточный сад, камень изначально был призван воплощать недоступные вершины, подпирающие тучи. Но постепенное появилось настоящее мастерство расстановки камней – сутэ-иси, при помощи которого возможно изображать любые элементы и любые сцены природы.

Один из ключевых принципов японского сада: камни постоянно размещают по диагонали. Употребляются значительно чаще необработанные, естественные глыбы; самые ценными считаются экземпляры, покрытые ржавчиной либо мхом коричневого, красного либо пурпурного цвета, реже белого.

Вечер.
По теням от лиственниц
Негромко ступаю.
Как будто бы по осколкам
Прошедшей судьбе собственной.
Мотоко Митиура

Со времен величайших садовников древности, уверенных в том, что неправильное размещение камней в сухих садах способно поменять к нехорошему судьбу хозяев, существует последовательность правил, которых направляться придерживаться при создании композиций. К примеру, не нужно брать камни круглой либо квадратной формы; нельзя укладывать друг за другом камни однообразных массы и формы. Группы камней должны быть чуть в стороне от высаженных растений.

Камни устанавливают на поверхности либо частично зарывают в почву, время от времени наклонно, под углом к поверхности. Положение камня должно быть стабильным – за этим необходимо следить особенно строго. Для устройства тропинок применяют экземпляры с одной ровной стороной (неровную углубляют).

Долгая ось каждого камня должна быть перпендикулярна направлению тропинки.

В японских садах активно применяются мелкий гравий и песок. Для сухих композиций на утрамбованную почву насыпают слой песка толщиной 5–6 см и особыми граблями наносят рисунок, символизирующий значительно чаще волны либо рябь на воде. Рисунок легко возобновляется, а песок иногда направляться досыпать.

Размещают сухие пейзажи на маленьких участках сада, защищенных от ветра.

Свет фонарей

Людям Запада особенно полюбились фонари, изначально бывшие элементом храмовых восточных садов. Значительно чаще их устанавливают у изгибов садовой дорожки, на краю водоема, ручья либо рядом с мостиком. Для изготовления таких фонарей используют разные камни, дерево либо пемзу.

В громадных садах применяют пьедестальные фонари (тачи-гата), высотой до 1,5, а время от времени и 3 м. Скрытые фонари (икекоми-гата), свет от которых направлен в почву, значительно чаще располагают около тсукубаи.

Мелкие фонарики (оки-гата) в большинстве случаев размещают на краю пруда, в стороне от тропинки, либо в маленьком внутреннем саду. Помимо этого, существуют фонари с квадратной либо круглой крышей, имеющие каменные либо цементные подставки (юкими-гата); устанавливаются они, в большинстве случаев, около водоемов.

Зеленые гости сада Для японца очень просто сделать ход от созерцания любой былинки до целой гаммы размышлений о бренности бытия. За каждым растением стоит смысловая символика: бамбук – стойкость и мужественность, сосна – долголетие, лотос – духовная чистота и т. д.

Рядом с цветущим вьюнком
Отдыхает в жару молотильщик.
Как он печален, отечественный мир!
Басе

Базу всех растительных композиций составляют кустарники и вечнозелёные деревья. Для листопадных растений учитывается не только форма во время активной вегетации, но и смена окраски в зависимости от времени года да и то, как они выглядят с облетевшей листвой, потому, что сад обязан доставлять наслаждение круглый год.

Самое почитаемое дерево в японском саду – сосна. Значительно чаще возможно заметить сосны с искусственно организованной кроной – садовый бонсай. Японцы достигли немыслимых высот в этом мастерстве, и дерево прекрасной формы может стать базой всей композиции сада.

Еще один непременный житель восточных садов – бамбук. Эта очень скоро растущая трава в композициях возможно дополнена папоротниками. Бамбук – надежный тротуар для маленьких жителей сада.

Ливневой дождь вечерний – на землю торопятся муравьи
По стволам бамбука…
Дзёсо

Нереально представить восточный сад без цветущих плодовых деревьев. Особенное отношение у японцев к вишне, под ветвями которой любой способен прочувствовать и сокровище людских взаимоотношений, и вечную скорбь…

В композициях из растений в восточном саду уделяют громадное внимание оттенкам зелени: более чёрную помещают на заднем замысле, а светлую – на переднем, создавая чувство глубины пространства сада.

Неприятности акклиматизации

Отличие климатических условий вносит собственные коррективы в варианты японских садов на русском почва: многие растения, характерные для Японии (более горячей и мокрой, чем Китай, страны), у нас просто не выживают, и им приходится искать замену.

Основное растение восточного сада – сосна – в Российской Федерации зимует. На эту роль значительно чаще берут вариетет сосны горной Pinus muga mughus pumillio. Отличительная черта этого растения – размещение финишей веток на одной высоте.

В следствии образуются плоские шары, каковые фактически не нуждаются в стрижке.

Помимо этого, садовый бонсай возможно вырабатывать из Pinus silvestris, Pinus strobus (сосны Веймутова).

Применяют для данной цели практически все можжевельники (к примеру, Juniperus horizontalis «Prince of Walles», «Wiltoni», «Jad River», «Rockery Jem», «Blue cheap», «Grey pearl»), тую либо кадушечные растения, на зиму убираемые в закрытые, прекрасно освещаемые помещения с низкими температурами.

Превосходные японские клены (зеленый Acer palmatum dissectum и алый A. р. dissectum atropurpurea) не в силах пережить отечественные зимы, для них существует «кадушечный» вариант зимовки.

Создать условия для зимовки уличных растений из кадок непросто; их нельзя поставить в зимний сад, поскольку температура зимнего сада, кроме того субтропического, через чур высока для кленов (идеал для них +1-50С). Исходя из этого время от времени ландшафтные дизайнеры идут на замену экзотов местными растениями. К примеру, клены удачно заменит бузина (Sambucus racemosa v. Plumosa либо v. также ), которая, постриженная, смотрится немногим хуже.

К числу незаменимых растений восточного сада относится ни в каком случае не растущий в русском климате бамбук.

И он представлен на отечественных участках только в качестве стройматериала для декоративных решеток, водотоков и заборов. Среди папоротников существует множество видов, зимующих в отечественных краях, а также орляк. Прекрасно растут декоративные кустарники, довольно часто видящиеся в восточных садах: многочисленные сорта и рододендроны спиреи, а также карликовые.

Но отличие в видовом перечне растений – не самая основная обстоятельство того, что японские сады за пределами Японии выглядят не совсем так, как хочется их создателям. Во-первых, неповторимый климат, обеспечить что на своем участке никто не в силах (в Японии очень мокрый воздушное пространство, непередаваемый цвет мокрых камней и т. д. и т. п.). Во-вторых, необходимо весьма глубоко постичь каноны японской садовой философии, показать неординарную тщательность при выполнении проектов.

И с данной точки зрения значительно честнее будет вырастить бонсай либо же ограничиться постройкой в саду просторной японской беседки, в которой, за стеклом, высадить бамбук (некоторый аналог зимнего сада, но в формате «моно» – с одним-единственным растением), чем тратить множество усилий и средств на то, что все равно будет смотреться как пародия на великое мастерство японского сада Ландшафтный дизайн — www.zagorod.spb.ru

Рандомные показатели записей:

Гонконг.Кабинка с прозрачным дном! Едем к статуе Будды!


Подборка наиболее релевантных статей: