Рост цен в строительной отрасли: кто виноват и что делать?

      Комментарии к записи Рост цен в строительной отрасли: кто виноват и что делать? отключены

Не обращая внимания на понижение инфляции1 в течение последних 5 лет, рост стоимостей в Российской Федерации не только не заканчивается, но и опережает инфляцию. Касается это фактически всех отраслей экономики, но в особенности – строительной, и связанных с ней индустрий. В целом, за десятилетие цены тут выросли в 4-10 раз2.

И не смотря на то, что рост цен на различные виды работ и материалов может колебаться в очень широких пределах, неспециализированная тенденция наглядна.

В это же время, строительный комплекс формирует 8% ВВП страны, с ним связаны 30 смежных отраслей3. И столь деятельный рост стоимостей может привести к стагнации рынка.

В общем и целом, методика ценообразования у всех производителей однообразна.

Еще со времен Адама Смита как мы знаем, что цена складывается из цены исходных материалов, затрат на изготовление, маржи и разного рода «издержек», которая и снабжает прибыль. Обычно предпринимателей подозревают в неоправданном завышении последней части.

Но опыт говорит, что в условиях обычной борьбе для того чтобы рода наценка стабильна и не «делает погоду» в росте цифр на ценниках.

В чем же обстоятельство постоянного удорожания, без шуток ли оно отражается на конечной цене строительства и как воздействует на спрос? На эти вопросы мы попытаемся ответить посредством специалистов из компаний-производителей строительных материалов.

Для большинства переработчиков значительную часть себестоимости образовывает цена исходных материалов. И рост данной цены неизбежно влечет за собой увеличение цены конечного продукта.

Необходимо подметить, что угадать колебания данной составляющей очень непросто: на них воздействует множество факторов ? от валютного курса до политических инициатив.

Так, вступление России в ВТО в обязательном порядке повлечет за собой увеличение цен на целые группы товаров.

К примеру, рост стоимостей коснется ламинированной березовой фанеры, которая обширно употребляется в монолитных работах.

Связано это с резким трансформацией экспортных пошлин. С середины 2000-х годов таможенная политика России в области экспорта необработанного леса-кругляка всегда ужесточалась, пошлины на вывоз неуклонно росли.

К 2009 г. они встали с 6,5% до 25% от контрактной цены поставок.

К 2011 году планировалось расширить пошлины до запретительных 80%. Но расчет на приток инвестиций в деревопереработку не оправдался. Лесозаготовители появились в непростой обстановке: экспорт быстро сократился, а внутренний спрос практически не вырос (см. рис.

1).

Многим было нужно сократить количество заготовки либо вовсе прекратить нерентабельный бизнес.

Исходя из этого, не обращая внимания на протекционистские меры правительства, цены на сырье в стране росли (в 2011 г. рост составил около 9%4).

Рисунок 1. Производство древесины необработанной и пиломатериалов в Российской Федерации, экспорт древесины необработанной, 2001-2012 гг.5

Тем более не следует сохранять надежду на стагнацию цены леса по окончании вступления в ВТО.

Обязательства России подразумевают отмену высоких таможенных тарифов, что повлечет за собой изменение и передел рынка внутренних расценок. «Рост стоимостей неизбежен, – вычисляет Юлия Ермакова, начальник отдела маркетинга группы «СВЕЗА», мирового фаворита в производстве березовой фанеры. – С осени 2012 года получили новые условия: фанкряж, главное сырье для того чтобы, часть которого в себестоимости конечного продукта превышает 40%, сейчас будет облагаться экспортной пошлиной всего в 7%.

На практике это указывает, что за счет неизбежной эскалации вывоза из приграничных областей на внутреннем рынке вероятен недостаток необработанного его удорожание и леса.

Следовательно, затраты отечественных производителей на закупку леса кроме этого будут расти».

Вывод эксперта подтверждается свободной оценкой. Специалисты ErnstYoung и Российской экономической школы предсказали, что вступление в ВТО, принеся определенные пользы последовательности отраслей (металлургия, химия, нефтехимия), очень плохо подействует на переработчиков древесины.

По подсчетам исследователей, количество производства таких компаний при тарифной структуре, отвечающей обязательствам России в ВТО, может снизиться если сравнивать с 2006 годом на 6,74%6.

Но кроме того для тех производителей, каковые не столкнулись с издержками вступления в ВТО, сырье есть постоянным источником увеличения затрат.

Так, в сегменте производства сухих строительных смесей его часть в себестоимости достигает 70%. «Само собой разумеется, самоё существенное влияние на себестоимость оказывают цены на сырье, каковые растут в среднем более чем на 10% в год», – говорит Анна Вакушина, эксперт компании «БОЛАРС» (сухие строительные смеси).

Второй стимул роста цен на стройматериалы – увеличение курса валюты.

Любое ослабление рубля ведет к удорожанию, в особенности заметному в том месте, где громадна часть сырья, ввозимого из зарубежа.

К примеру, согласно данным Антона Богданова, директора по маркетингу производителя оконных совокупностей PROPLEX, солидную часть себестоимости образовывает как раз ПВХ, что закупается в Европе (см. табл. 1).

Таблица 1. Структура затрат в производстве оконного профиля (ГК «Проплекс»)

Себестоимость реализованного профиля

100%

Сырье 80,7% Производственная амортизация 5,7% Зарплата и налоги сФОТ 7,1% Электричество 3,5% Ремонт производственного оборудования 2,0% Другие накладные затраты 1,0%

«Соответственно, в случае если курс евро в предкризисном 2007 году составлял около 36 руб., а сейчас колеблется около 40 руб., дешеветь оконный профиль неимеетвозможности, – говорит Антон Богданов. – Тем более что и цена сырья варьирует в заметных пределах (см. рис. 2). Разумеется, что в случае если закупочные цены на ПВХ поднялись на 10% в год, ожидать, что цена продукции останется на прежнем уровне, не следует».

Рисунок 2. Колебания цены на ПВХ на русском рынке, руб. за тонну, в 2012 г.7

С проблемой валютного курса сталкиваются и другие русские производители, кроме того не столь зависимые от импортных компонентов. «Непременно, главные поставщики для отечественного производства находятся в России, – говорит Анна Вакушина («БОЛАРС»), – как, но, и главные потребители отечественной готовой продукции. Единственным зарубежным сырьем, которое мы закупаем, являются химические добавки, но, без них нереально современное производство сухих смесей. Исходя из этого нестабильность курса рубля, что напрямую воздействует на цены этих добавок, отражается на себестоимости ярким образом».

Такая же обстановка складывается и у переработчиков металла. «Себестоимость, – говорит Денис Васильев, менеджер отдела продаж ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций», – состоит, по большей части, из сырья, в этом случае – металлопроката. В случае если металлопрокат растет либо падает, то это значительно воздействует на рост либо понижение цены металлоконструкций. Кроме этого, конечно, собственную роль играются газ, свет, вода, зарплата сотрудников и т.д.

Это главные факторы, каковые действуют на неспециализированную себестоимость, но основное, само собой разумеется, металлопрокат: он дорожает – увеличивается цена, дешевеет – понижается».

Так, рост цен на исходное сырьё и материалы, что происходит как на внутреннем, так и на интернациональном рынке, неизбежно влечет за собой рост цен на товары тех производителей, каковые занимаются глубокой производством и переработкой продукции высоких переделов.

Следующий фактор повышения цен – постоянное увеличение тарифов естественных монополий. Из рисунка видно, что в начале 2000-х часть электричества очень сильно варьировала в расходах, но, начиная с кризисного 2008 года, наметился ее рост фактически во всех отраслях. То же возможно сообщить и о газе (опосредованно – об отоплении помещения).

Однако, данный фактор самый стабилен и предсказуем, потому, что тарифы частично регулируются страной.

Рисунок 3. Часть затрат на электричество в себестоимости продукции базисных индустрии РФ (согласно данным изучения НИУ ВШЭ) Прогнозы, увы, неутешительны: в ближайщее время естественные монополисты планируют предстоящее увеличение цен на собственные услуги, снижая тем самым конкурентоспособность отечественного производства. А также в случае если заявления начальников страны о понижении роста тарифов для индустрии8 не просто декларация, все равно рост составит не меньше 5% каждый год.

Не обращая внимания на бытующее вывод о «низкой стоимости» энергоносителей и энергии в Российской Федерации, эти говорят об обратном. Цены на электричество в Российской Федерации уже превзошли американские и увеличиваются (рис.4). Динамика цен на газ кроме этого не радует: соотношение цены в Российской Федерации и США близко к 0,9 (рис.

5). Причем в свете последних трансформаций в мире (понижение цены сланцевых углеводородов) возможно не сомневаться, что монополисты попытаются наверстать сокращение внешнего спроса за счет внутреннего.

Рост цен в строительной отрасли: кто виноват и что делать?

Рисунок 4. Соотношение цен на электричество в Российской Федерации и США

(согласно данным изучения Университета неприятностей естественных монополий)

Рисунок 5. Соотношение цен на газ в Российской Федерации и США

(согласно данным изучения Университета неприятностей естественных монополий)

К монополистам относятся и компании-грузоперевозчики, в особенности – ЖД. В Российской Федерации, из-за всевозрастающих тарифов на данный вид перевозок, складывается парадоксальная обстановка, в то время, когда автоперевозки оказываются дешевле, нежели перевозки по железной дороге. Это без шуток замедляет развитие перерабатывающих отраслей и снижает конкурентоспособность отечественных производителей.

«Металлоконструкции очень востребованы в Российской Федерации, – говорит Денис Васильев (Киреевский завод ЛМК). – Из государств ближнего зарубежья интерес проявляют Белоруссия и Казахстан. Но везти в Казахстан невыгодно, потому, что громадную роль играются транспортные затраты. К примеру, цена металлоконструкций – 50 тысяч за тонну, а доставка – 100 тысяч за тонну, исходя из этого несложнее делать их на месте, кроме того теряя в качестве».

Это относится фактически всех отраслей, конкретно связанных со постройкой. Сейчас затраты на транспорт смогут доходить до 70% стоимости материалов, в то время как раньше не превышали 20-25%9. Причем бороться с этим фактически нереально.

Вот как поясняет ситуациюв собственном интервью изданию «РИА Новости – Недвижимость» президент Национального объединения строителей («НОСТРОЙ») Ефим Басин: «на данный момент существуют две компании, входящие в структуру РЖД, – ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Вторая грузовая компания», каковые перевозят порядка 40% грузов. Другой количество перевозок приходится на 1800 небольших компаний-перевозчиков, каковые и перевозят все остальные материалы, интересующие строителей, к примеру, песок, щебень, щебеночно-песчаные смеси.

Этим компаниям дают вагоны и право на применение локомотивов, каковые находятся в распоряжении РЖД, и станций и путей, но по остаточному принципу. Взяв заявку на перевозку, эти компании семь дней ожидают права выйти на пути РЖД. В следствии небольшие перевозчики несут убытки и вынуждены завышать цены.

Плата за перевозки и аренду вагонов в итоге повышает тарифы на 40-50%.

Получается, что формально РЖД не виновата в ситуации , а ФАС не находит в тарифах небольших перевозчиков никаких завышений10».

Еще одним главным причиной увеличения стоимостей есть рост вознаграждения работников. Заработная плат и связанные с ней отчисления, к примеру в лесной индустрии, занимают до 20% себестоимости. Среднегодовая индексация заработной платы в Российской Федерации находится на уровне 13,9%11, но наряду с этим, согласно точки зрения специалистов, есть догоняющей. «Не обращая внимания на то что скорость увеличения заработной плата работников фанерных комбинатов опережают инфляцию, объективно уровень зарплатыостается низким.

На многих фирмах рабочие приобретают на порядок ниже дохода сотрудников подобных производств в Европе. Наряду с этим отечественная продукция удачно соперничает со шведской и финской фанерой на мировых рынках, – отмечает Олег Гуторенко, глава Профсоюзалесных отраслей. – Мы рассчитываем на предстоящее повышение заработной платы фанерщиков до отметки, соответствующего представлениям об оплате квалифицированного труда».

Важной нагрузкой для законопослушных производителей делается и специфика отечественного таможенного законодательства, до сих пор разрешающая осуществлять вывоз и ввоз сырья по полузаконным и коррупционным «серым схемам». Такая практика не только подрывает доверие к национальным университетам, но и формирует возможность для недобросовестной борьбы, от которой, в конечном счете, страдает и потребитель.

«Таможенная политика не воздействует на стоимости, пока компания находится в равных условиях с остальными участниками рынка, – говорит Антон Богданов (компания PROPLEX). В случае если имеется компании, каковые ввозят сырье недобросовестно, платя экспортную пошлину с заниженной стоимости инвойса, мы оказываемся в неравных условиях если сравнивать с ними. Помимо этого, имеется неприятность изменяющихся правил работы, в то время, когда таможня меняет подход к импортеру в зависимости от степени исполнения замысла по сборам.

Нам приходится тратить большое количество времени и сил на то, дабы доказать, что ввоз происходит под верными стоимостями, под верными кодами и т.д.».

Воздействуют таможенные пошлины и на компании, напрямую не связанные с импортом-экспортом. «Потому, что ввозные пошлины на комплектующие и оборудование для производства высоки, – говорит Дмитрий Галенко, эксперт «Верхневолжского кирпичного завода», – большой остается и цена качественного кирпича».

К последовательности факторов увеличения стоимостей возможно добавить и рост спроса. Так, Министерство регионального развития РФ подчернуло, что в районах строительства крупнейшихинфраструктурных проектов (олимпийские стройки, подготовка к приему саммита АТЭС, Универсиада, Мировой чемпионат по футболу 2018 и др.) ажиотажный спрос породил спекулятивный подъем цен на строительные материалы. «Конечно, что цена зависит от спроса, – говорит Дмитрий Галенко. – Чем больше спрос, тем выше, очевидно, и цена. В текущем году, в связи с активизацией строительства в Центральном и Северо-Западном регионах, ожидаем значительного роста цены отечественной продукции».

Приблизительно так же видит обстановку и Николай Фильков, председатель совета директоров компании «Ингкома», специализирующейся на торговле стройматериалами. «Я бы выделил три главных обстоятельства роста, – говорит он. – Во-первых, чисто рыночная, маркетинговая. С началом каждого строительного сезона производители материалов находятся в ожидании ажитации спроса на продукцию и повышают цены.

Во-вторых, экономическая обстоятельство, которая связана с ростом инфляции, тарифов на газ и электричество, каковые изменяются в сторону повышения в начале каждого года. И, в-третьих, транспортно-логистическая. Тут большую роль играются цена ГСМ, каковые не дешевеют.

Кроме этого возможно выделить и сезонный фактор, что характерен, к примеру, для лесопереработки: весной и в осеннюю пору, в распутицу, вывоз сырья затруднен, исходя из этого появляется определенный недостаток сырья, ведущий, со своей стороны, к увеличению закупочных стоимостей и цен на конечную продукцию».

При нынешней ситуации в русском и всемирный экономике рост стоимостей – необходимость и объективная реальность. Чтобы сдерживать его, необходимы достаточно очевидные меры, как на макроуровне (разумная госполитика в области регулирования тарифов естественных монополий, прозрачность таможенных процессов и действенное антитрастовое законодательство), так и на уровне субъектов бизнеса (техническое перевооружение производств, увеличение производительности труда, сокращение непроизводственных издержек и т.п.). Дело за малым – волей и жаждой всех заинтересованных сторон.

Пресс-служба Группы компанийПРОПЛЕКС

Рандомные показатели записей:

КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ? Выпуск 8. \


Подборка наиболее релевантных статей: