Мастерство садоводства знакомо человеку с давних пор. В эстетических воззрениях античности окультуренное садовое пространство противопоставлялось дикой природе. И таковой подход сохранился на долго.
По окончании падения Римской империи и в аскетический период Средневековья мастерство обустройства садов взяло предстоящее развитие благодаря монастырям. Цель содержания садов при монастырях была как практической, так и духовной. Монахи выращивали фрукты и овощи — для еды, а целебные растения — для врачевания.
Сажали и декоративные растения. Монахи верили в облагораживающую роль труда и наслаждалисьот садоводства.
Период Реформации окончательно поменял судьбы Европы и общественные воззрения. Обогатилось и садовое мастерство. В XV в. в Англии были «изобретены» узловые caды и партеры, каковые покорили Европу и задержались на пике садовой моды на целое столетие.
Узловые сады представляли собой строгие прямоугольные бордюры либо клумбы обрамленные низкими, бережно подстриженными вечнозелеными живыми изгородями.
Внутреннее пространство между изгородями заполняли узорами из цветов, бережно постриженными топиари либо многоцветным щебнем, песком, морскими ракушками.
В XVII в. показались первые опытные (не придворные) садовые дизайнеры, каковые трудились на заказ для монархов, аристократов и nouveaux riches, стремившихся как возможно стремительнее влиться в «добропорядочное» общество. История сохранила для нас их имена: Андре Ле Нотр во Франции, Джордж Лондон и Генри Уайз в Англии.
В собственных парковых и садовых дизайнах они применяли актуальный в то время французский, голландский и итальянский стили.
Французский стиль повторял роскошь и помпезность Версаля.
Голландский — более сдержанный, интимный и домашний — прекрасно доходил для маленьких владений и особенно оказался по душе англичанам.
Черты итальянского стиля были характерны бессчётным статуям и декоративным строениям.
В XVII в. из садов провалились сквозь землю черты религиозного и литературного символизма, в дизайн добавились флирта и ноты праздности. Сады стали знаком достатка, образованности и власти их обладателей.
Обычными чертами шикарных садов были прямые широкие аллеи, симметрично обсаженные подстриженными деревьями, каменные балюстрады, фонтаны, водные каналы, статуи и аккуратные топиари в древесных кадках.
На цветочных бордюрах и клумбах также царил строгий формализм: цветы четко делились по окраске и видам, более высокие — посередине, более низкие — по краям, витиеватый узор многократно повторялся, а сами клумбы обрамлялись низкими вечнозелеными изгородями.
Ни одно дерево либо кустарник не могли избежать стрижки. Везде царил успех геометрии.
В начале XVIII в. практически все освоенное парковое пространство выяснилось строго формализованным и загнанным в твёрдые рамки. В ответ на это начала зарождаться потребность в более естественном дизайне.
В мастерстве все шире распространялся классицизм, воодушевляемый свежими идеями Просвещения и либерализма.
Новое направление в садовой моде предписывало сохранение и открытую перспективу естественного рельефа местности. В первый раз показались понятия окультуренного ландшафтного дизайна и ландшафта.
Под лозунгом «природа выше искусства» в европейскую моду вошел естественный и романтический «британский» стиль с буграми, прудами, бескрайними лужайками и разбросанными тут и в том месте группками деревьев.
Из аристократических садов и парков провалились сквозь землю прямые аллеи, формальные немного поднятые партеры и клумбы, витиеватые строения, лабиринты, живые изгороди, топиари и каждая симметрия — все, что выглядит «сделанным».
Британский ландшафтный стиль прежде всего связан с именами Ланселота Брауна, и Хамфри Рептона, Александра Поупа и Ричарда Пейна Найта, что довел идею естественности до крайней степени. Он додавал к своим работам-пейзажам разбросанные в беспорядке огромные камни и применял мертвые деревья, дабы придать раскрывающемуся виду громадную красоту. Одни вычисляли Найта самые выдающимся романтическим дизайнером эры, другие обвиняли его в дурнов-кусии.
Одвременно с этим в первый раз появился интерес к умышленно запущенным, одичавшим садам, каковые, но, в конце XVIII в. смотрелись намного более «причесанными», чем современные дикие сады.
К началу XIX в. сады уже не были достоянием элиты, личные участки земли стали дешёвы различным слоям общества. В Британии садоводство выяснилось воистину национальной страстью.
Обитатели городов заботились за внутренними двориками и палисадниками при собственных зданиях.
А в пригородах показались известные коттеджные сады, создавшие потом целое направление садовой моды. В практичных коттеджных садах росли привычные деревья, деревенские цветы «и» кустарники, перемежаясь грядками с овощами, на которых выращивали капусту, свеклу, репу и бобы.
По стилю эти сады самый напоминали классические российские приусадебные хозяйства либо дачные участки.
Выбор декоративных растений в то время расширялся практически на глазах. «Охотники за растениями», первым из которых был Фрэнсис Мэссон, путешествовали по удаленным уголкам мира с научными экспедициями и привозили в Ветхий Свет экземпляры малоизвестных ранее растений. Создавались целые тематические сады, имитирующие тот либо другой регион мира.
В конце XIX в. началась переломная эра в публичной судьбе, в то время, когда философские идеи прошлого подвергались переосмыслению. Мастерство садового дизайна не осталось в стороне от происходящего. В базе садовой столетия и моды лежало переосмысление классики, нескончаемые опыты, и прагматизм в соответствии с требованиями времени.
Садовые «помещения»
В начале XX в. в прикладном искусстве и архитектуре зародилось эстетическое направление, которое соединило в себе элементы формального и неформального стилей. Сады в стиле ArtCrafts представляли собой цепочку пространств (взявших наименование «садовые помещения»), отделенных друг от друга высокими живыми изгородями. Причем любая такая «помещение» была сделана в неповторимой манере.
Неформальный стиль посадок создавал чувство фактур и непослушного буйства цветов, заключенного в строгую зеленую огранку формальных изгородей. Концепцию «садовых помещений» возможно легко перенести в большая часть садов, независимо от их погодных условий и местоположения (фото 5).
Два самых известных хороших примера стиля ArtCrafts — сад в имении Hidcote Manor (графство Глостешир, Англия), созданный Лоу-ренсом Джонстоном, и сад замка Sissinghurst (графство Кент, Англия), созданный писательницей Витой Сэквилл-Уэст. Манера, в которой выполнены эти восхитительные сады, считается воплощением известного британского садового стиля.
Дикие сады
Ответственной тенденцией XX в. стали дикие, природные сады, всецело лишенные формализма.
Современная мысль естественности твердо стоит на фундаменте практичности, прославляя дикую природу, «укрощенную, но не уничтоженную рукой человека, а обустроенную для его жилища». Дикие сады в первый раз появились в Голландии и Германии в качестве опыта в области паркового дизайна, а скоро распространились по частным европейским садам.
Они имитируют луга, леса, прибрежные территории, болота либо другие виды местного ландшафта.
В таких садах употребляются соответствующие дикие растения (купленные в садовых центрах, а не выкопанные в лесу), для которых создаются привычные условия существования. Они существуют в саду так же, как в естественных условиях: выживая, развиваясь, распространяясь, возрастая и уменьшаясь в популяции и отражая вредителей и атаки болезней без помощи человека.
Местные растения снабжают привычную среду обитания, корм и кров для птиц и животных, поддерживая и сохраняя фауны и видов естественное многообразие флоры. Главная мысль эстетики диких садов — очаровательный беспорядок и естественность в гармонии с природой.
на данный момент актуальна тема человека и экологии природы, необходимости сохранения исчезающих фауны и видов флоры. Скоро усиливаетсяи движение organic.
Обладатели садов и садовые дизайнеры в наши дни наблюдают на сад как на продолжение жилища человека, «помещение на открытом воздухе», в которой, как и в других частях дома, протекает активная судьба современной семьи. Все чаще на «Челси» и других садоводческих выставках появляются сады-конторы (см.фото), сады-кухни, сады-гостиные, сады-галереи под открытым небом. Современный личный сад — место спасения от рабочий суеты, расслабления, медитации, слияния с природой, приятного общения, активного отдыха, опытов, познания нового, детских игр, спорта….
Садовая судьба №1-2/2007
Рандомные показатели записей:
Трейлер Формальные и неформальные коммуникации
Подборка наиболее релевантных статей:
-
Оригинальное оформление дачных участков
Если бы каждому любителю было разрешено проектировать дома по собственному разумению, то строения, вероятнее, довольно часто рушились,не выдерживая…
-
Садовая мебель из дерева — вне конкуренции!
Садовая мебель из дерева отвоевала отдельную нишу, среди многообразия товаров для оформления загородных участков такая мебель очень сильно выделяется….
-
Садовые беседки: советы собирающимся построить беседку
Беседка придает саду завершенный вид. Прекрасно защищенные от остального мира, вы имеете возможность в любое время наслаждаться из этого своим зеленым…
-
Так как без комфортных стульев, кресел, качелей отдых на природе вряд ли возможно назвать полноценным. К тому же современная дачная мебель является…