Большой театр: история одной реконструкции

      Комментарии к записи Большой театр: история одной реконструкции отключены

Предыстория

Реконструкция

Какие конкретно ассоциации приводит к слову «громадной» у простого обитателя нашей страны? Словосочетание возможно кроме того не продолжать — Большой уже давно стал именем нарицательным главного театра России, расположенного на Театральной площади в центре столицы.

  • Предыстория

  • Реконструкция

Mihaly Zichy. Auditorium of the Bolshoi Theatre. 1856 Место, которое в обязательном порядке старались посетить гости столицы, настоящая Мекка театралов не только из России, но и других государств, знак Москвы, строение с занимательнейшей историей, собственными традициями и атмосферой — все это Государственный оперный театр.

Отреставрированный зал Громадного театра Как мы знаем, 28 октября произошло праздничное открытие театра по окончании шести лет проведения работ по реконструкции этого величественного сооружения. Масштабы мероприятия потрясли всех, билеты на торжество стоили баснословных денег, а в это же время свободного места в зале было не найти.Большой театр: история одной реконструкции Но, распределением билетов на церемонию занимались лично представители Президентской администрации, и вход в том направлении простым гражданам был заказан.

Но знаменитости и высокие госслужащие заполнили ложи Громадного театра полностью. Помимо этого, миллионы пользователей интернета смогли разглядеть церемонию открытия он-лайн.

Церемония открытия Громадного — 28 октября Церемония уже была названа самым значимым событием в культурной жизни нашей страны за последние 20 лет и позвала громадной резонанс во всем мире.

Порадовавшись такому радостному завершению достаточно печальной истории, хотелось бы отыскать в памяти все, что предшествовало праздничному открытию Громадного театра.

Предыстория Перед тем как приступать к рассказу о современной истории главного театра нашей страны, главным событием которой стали торжественное открытие и длительная реконструкция, хотелось бы упомянуть о самых больших вехах истории Громадного театра, чтобы выяснить — как значимым и символичным есть это строение для России и Москвы.

Днем открытия Громадного, тогда еще частного театра, считается 28 марта 1776 года, в то время, когда Екатерина Вторая издала указ, в соответствии с которому князь Петр Урусов приобретал привилегии на десять лет на содержание пьес, балов, прочих увеселений и маскарадов.

Самого театра тогда еще не было, а драматическая и оперная труппы являлись единым целым. Состав театра был самым различным — от гениальных крепостных крестьян до приглашенных известных зарубежных артистов.

В первой половине 80-ых годов XVIII века для столичного театра было возведено строение на Неглинке, сооружение в будущем стало называться Ветхий Петровский театр и являлось местом выступлений труппы Урусова, что поделил бремя управления с Майклом Медоксом, «обрусевшим» британцем, механиком и эквилибристом, выступавшим с механическими чудесами и различными «лекциями».

Ветхий Петровский театр Уже в 1805 году Ветхий Петровский театр сгорел, и столичная труппа была вынуждена выступать на разных частных сценах.

Кстати, руководил ей в то время уже князь Волконский, отчитывавшийся в собственных действиях перед Опекунским советом. С 1808 года строением приютившим труппу стал Арбатский театр, так же, к сожалению, сгоревший на протяжении пожара в столице в 1812 году.

В 1819 году был заявлен конкурс на постройку нового строения для столичного императорского театра, победителем в котором стал Андрей Михайлов, доктор наук Академии художеств.

Но, его проект был признан через чур дорогостоящим, и архитектору Осипу Бове было разрешено указание исправить проект, что он и сделал, внеся кое-какие изменения и улучшения. Строительство, начатое в первой половине 20-ых годов XIX века, длилось пять лет, и уже в 1825 году Громадной Петровский театр открыл двери перед зрителями.

Строение по тем временам считалось вправду большим — зал вмещал более двух тысяч людей, были созданы все удобства и для артистов и для зрителей, а богатое убранство поражало воображение гостей театра.

Громадный Петровский театр на Театральной площади И снова Громадный Петровский театр постигла участь предшественников — в первой половине 50-ых годов XIX века строение выгорело полностью и нуждалось в полной реконструкции.

Пожар в Громадном Петровском театре, 1853 год Победителем нового конкурса, заявленного властями для выбора проекта восстановления строения, стал Альберт Кавос, доктор наук Петербургской Академии художеств и основной архитектор императорских театров. Реконструкция продвигалась быстро — лишь в 1855 году начались разборки руин сгоревшего строения и уже в августе 1856 года восстановленный театр открыл собственные двери перед публикой.

Такая спешка разъяснялась легко — нужно было завершить строительство до коронации императора Александра Второго. Новое строение имело большие отличия от предшественника, славилось на всю землю собственной прекрасной акустикой, богатым убранством, вниманием и росписями к подробностям.

Громадный императорский театр, 1883 год Но выстроенное на сваях сооружение скоро ветшало, уровень грунтовых вод снизился, и верхняя часть поддерживающих сооружений, что стало причиной значительную осадку строения. В 1895 и 1898 годах проводился ремонт фундамента Громадного театра, что разрешило улучшить состояние строения.

С 1917 года Громадной театр приобрел статус Национального, как раз с его сцены было заявлено о создании СССР, тут проводились заседания Коминтерна и съезды Советов.

Съезд Советов в Громадном театре Но необходимость в новой реконструкции опять назревала и в первой половине 20-ых годов двадцатого века по окончании обследования особой рабочей группой, признавшей состояние строения неудовлетворительным, были проведены работы по упрочнению оснований под кольцевыми стенками зрительного зала, и восстановлены помещения гардеробов, созданы новые репетиционные строения, перепланированы лестницы и возведены артистические уборные.

Во второй половине 30-ых годов XX века была произведена капитальная реконструкция сцены.

На 1941 год были запланированы работы по постройке на освободившейся по окончании сноса ветхих строений территории за театром (впредь до Кузнецкого моста) нужных для деятельности Громадного театра помещений, и работы по обеспечению вентиляции всех пожарной безопасности и помещений строения. Всем этим замыслам помешало начало ВОВ.

Каждый год в строении проводился косметический ремонт, в 1975 году, к 200-й годовщине театра, были осуществлены кое-какие работы по реставрации в Бетховенском и зрительном залах. Но главные неприятности Громадного театра — дефицит внутренних помещений и неустойчивость фундамента — решены так и не были. Еще во второй половине 80-ых годов XX века распоряжением Правительства СССР было издано постановление о срочной необходимости полной реконструкции Громадного театра.

Но прошло целых 8 лет прежде, чем был заложен первый камень в основание фундамента филиала театра, что разрешило бы не заканчивать выступления труппы на время реконструкции. И еще 7 лет пригодилось на постройку строения Новой сцены. Только затем стало возмможно приступить к реконструкции Громадного театра.

Реконструкция 2 июля 2005 года Громадной театр был закрыт на реконструкцию. В то время износ строения составлял от 50 до 70%, сооружение нуждалось в укреплении фундамента и капитальном ремонте. Первоначально рассматривались разные варианты восстановления строения: от простого капремонта до полной реконструкции Громадного театра.

В следствии остановились на проекте, что был одобрен самой труппой театра, деятелями культуры, и властями и архитекторами. Этот проект предусматривал проведение кардинальной реконструкции сценической части с углублением подземного пространства, и научную реставрацию зрительской части театра. Внешний вид истории — памятника и здания архитектуры — нужно было сохранить в первозданном виде.

Планировалось, что на реконструкцию театра будет израсходовано порядка 19 миллиардов рублей, но в итоге реконструкция стала самой дорогостоящей в мире — лишь согласно данным из официальных источников за 6 лет проведения ремонтных и восстановительных работ было израсходовано более чем 700 миллионов долларов (по неподтвержденным неофициальным — в 2 раза больше). Для сравнения: завершившаяся пара лет назад реконструкция Миланской «Ла Гор» обошлась инвесторам и итальянскому правительству всего в 72 миллиона американских долларов, реконструкция королевской оперы в Лондоне — «Ковент Гаден» — в 350 миллионов, а на неповторимую по собственному выполнению реконструкцию Кремлябыло израсходовано 312 миллионов долларов.

Реконструкция Громадного театра Первый скандал около реконструкции Громадного театра появился уже в декабре 2005 года, в то время, когда Михаил Швыдкой, занимавший тогда пост главы Роскультуры, объявил, что на проведение ремонтных работ в ГАБТе потребуется не меньше 1 миллиарда долларов. В следствии разразившегося скандала запросы Агентства по кинематографии и культуре России уменьшились до 600 миллионов долларов.

Такие «аппетиты», к примеру, прокомментировал американец Татео Накашима, наибольший в мире эксперт по театральным разработкам, заявивший, что на такие средства он имел возможность бы выстроить 3 театра в Москве. Завышенным бюджет реконструкции назвали и свободные специалисты, и эксперты Министерства экономразвития. Как бы то ни было, подготовка к реконструкции началась.

Как сообщено на сайте Громадного театра, первые четыре года реализации проекта «происходило тщательное изучение самого строения, сканирование его положения в пространстве, состояния его стен и фундаментов». Другими словами, практически, до 2009 года, до того момента, как ходом проведения реконструкции главного театра России заинтересовался и забрал под контроль лично президент Медведев, в строении не происходило фактически ничего!

Да, была снята штукатурка со стенку и вбито 2 тысячи свай, каковые стали временным фундаментом Громадного театра, но за 4 года планировалось всецело завершить работы по реставрации, а к ним строители кроме того не приступали. Лишь в осеннюю пору 2009 года, по окончании создания особой межведомственной группы, которая забрала под контроль реконструкции и ход реставрации основной сцены нашей страны, по окончании бессчётных работ по подготовке огромное, очень сильно изношенное строение ГАБТ было наконец-то перенесено с временных опор на постоянный, новый фундамент, и в помещениях театра началась масштабная реставрация.

Внутренние работы по реконструкции Громадного театра Тогда же, в сентябре 2009 года СКП РФ сказал, что начато расследование обстоятельств, по которым сумма реконструкции Государственного оперного театра увеличилась в 16 раз — до 700 миллионов долларов. Факты растрат и нарушений были распознаны на протяжении проверки, осуществленной Счетной палатой в федеральном национальном учреждении «Дирекция по постройке, реставрации и реконструкции».

Так, было обнаружено, что еще в августе 2003 года между дирекцией и неким закрытым акционерным обществом «Курортпроект» был заключён сделку на создание проекта реставрации очереди комплекса и второй реконструкции строений Громадного театра России общей стоимостью 98,048 миллиона рублей. После этого, по окончании заключения дополнительных соглашений к данному договору, эта сумма составила порядка 164,329 миллиона рублей.

Проверка Счетной палаты продемонстрировала: средства перечислялись за одну и ту же выполненную работу. Всего в течение 6 лет деньги в ЗАО «Курортпроект» поступили 3 раза! В следствии лишь сам проект реконструкции Громадного обошелся стране (другими словами налогоплательщикам) в 500 миллионов рублей.

Кстати, по начальному плану, театр должны были отремонтировать уже к 2008 году.

Но, сроки окончания работ по реконструкции всегда переносились.

Занимавший в то время пост главу госадминистрации города Москвы Юрий Лужков много раз высказывал недовольство по поводу хода работ и потребовал от подрядчика — ЗАО «СУИпроект» — ускорить темпы. Примечательно, что еще в феврале 2006 года Лужков покинул пост сопредседателя попечительского совета театра, выразив недоверие по поводу заявленной цене реконструкции.

В августе 2009 года Счетная палата кроме этого проверила работу строителей и распознала, что сумма, израсходованная на реконструкцию, уже в 16 раз превышает первоначально запланированную. Александр Авдеев, занимавший пост Министра культуры, тогда подчернул, что правительство сделало громадную неточность, не взяв на себя контроль над ходом исполнения работ по реконструкции Громадного театра, и назвал утвержденную схему реконструкции «очень неудачной».

А Алексей Клименко, являвшийся в 2009 году участником градостроительного совета при госадминистрации Москвы, объявил, что в превышении и растратах сметы виновны строители, действовавшие фактически бесконтрольно в течение нескольких чиновники и лёт, попустительствовавшие такому положению дел. Покинувший проект реконструкции еще в 2008 году, другими словами еще до начала скандала по поводу растрат, архитектор Никита Шангин, выделил, что уходит, поскольку госслужащие не прислушиваются к точке зрения автора и «уродуют проект в угоду воровству, которое процветает на постройке Громадного театра».

Примечательно, что в следствии проверки Счетной расследования и палаты Следственного комитета никто так и не понес наказание. Да, случилась смена главного подрядчика, но конкретные виновники так и не были названы. Но, весьма многие аналитики связывают отставку Юрия Лужкова, «потерявшего доверие президента», как раз с затянувшейся, скандальной реконструкцией Громадного театра, не смотря на то, что, вероятнее, обстановка с БТ стала всего лишь одной из обстоятельств ухода главы горадминистрации.

Снят был с должности и Сергей Круглик, бывший помощник главы Минрегионов, что так понес наказание за политику ценообразования, приведшую к большому превышению начальной цене. Многие участники реконструкции, в частности представители подрядчика, оправдывались тем, что и курс американского доллара встал за эти годы, и стройматериалы подорожали, и состояние театра выяснилось намного хуже, чем ожидалось, но все эти в полной мере объективные обстоятельства все же не смогут всецело растолковать столь большое превышение сметы.

С 2009 года реконструкция ГАБТ проводилась значительно более стремительными темпами, новым главным подрядчиком стала компания «Сумма Капитал», возглавляемая Зиявудином Магомедовым. В реставрации принимали участие и другие компании, так, «СУ-155» занималась постройкой подземного зала для репетиций.

Громадный театр на реконструкции, осень 2009 года Кстати, в октябре 2009 года Давид Каплан, занимающий пост генерального директора компании «Сумма Капитал», согласился, что на строительной площадке Громадного театра полностью отсутствует нужная сметная, проектная и разрешительная документация. Другими словами трижды оплаченный проект ЗАО «Курортпроект» так и не был закончен!

К началу 2010 года на работах по реконструкции ГАБТ было занято более 2,6 тысяч людей, и 992 реставратора — лишь площадь поверхностей для золочения всех элементов главного зала театра составила 796 квадратных метров. В апреле 2010 года были сняты москвичи и леса смогли разглядеть обновленный фасад строения, что избавился от «налета коммунистического прошлого» и опять стал императорским театром, таким, как его планировал архитектор Альберт Кавос.

Обновленный фасад ГАБТ, 2010 год Уже 28 сентября 2011 года особая рабочая группа приняла готовое строение театра и началась подготовка к церемонии его праздничного открытия. Что же взял Громадной в следствии столь долгой и реставрации и дорогостоящей реконструкции? Из самых современных новинок необходимо подчеркнуть компьютеризированную сцену с семью платформами, что разрешит скоро поменять декорации, создавать объемные, ступенчатые сцены.

За счет строительства шести подземных этажей площадь театра увеличилась в 2 раза — с 40 до 80 тысяч квадратных метров. На новых этажах показалась масса запасных помещений, среди них и современная студия звукозаписи.

Большой по окончании реконструкции Была кроме этого расширена яма с аркестром, показался новый подземный зал для концертов и репетиций.

Помещение, в период СССР носившее наименование «Бетховенский зал», опять стало «Имперским залом», вернув себе пурпурную и золотую гамму и двухглавых орлов. Количество мест в зрительном зале уменьшилось до 1700, но кресла, по словам администрации театра, стали намного эргономичнее.

По словам директора театра Анатолия Иксанова, средства были израсходованы не напрасно — реставраторы обновили практически любой листочек в отделке Громадного, основная неприятность — неустойчивость фундамента, была удачно решена, и строение получило новую судьбу и приобрело новые функциональные возможности. Не все разделяют оптимизм директора театра.

Так, солист Громадного, Николай Цискаридзе назвал реконструкцию «вандализмом» и подчернул, что потолки в репетиционном зале так низки, что нереально поднять балерину. Помимо этого, по словам солиста, вместо древней лепнины показалась пластмасса либо папье-маше, приклеенные простым ПВА и покрашенные золотой краской. «Зритель легко может отломать кусочек на память и унести с собой» — отметил Цискаридзе.

Провалились сквозь землю и медные ручки, на их смену пришло простое железо, чуть облагороженное все той же золотистой краской. Вместо древесного пола в коридорах уложен кафель, на котором, по словам танцора, нереально согреться и легко поскользнуться. А в гримуборных не предусмотрены окна и обычная вентиляция, а ведь артисты выполняют тут массу времени — сетует Николай Цискаридзе.

Андрей Баталов, председатель совета директоров музеев Кремля , неоднозначно оценивает перемены, случившиеся с Громадным театром. С одной стороны, вправду, многим помещениям был возвращен их начальный вид, они стали дешёвы зрителям, но все же приспособление театра под определенные функции было совершено в ущерб историческому виду монумента архитектуры, что может создать страшный прецедент — подчеркивает Баталов.

Так, дабы высвободить место для ввоза больших декораций, был уничтожен портик с колоннами на северной стенке театра, что имел историческое и культурное значение. Никита Шангин отмечает, что колоннаду планировалось перенести в один из новых подземных комнат, за что ратовало и Министерство культуры и охрана архитектурных памятников. Но на данный момент колонны валяются в разобранном виде в неком пионерском лагере — подчеркивает Шангин.

Высказывался против «приспособления монумента истории к сегодняшней ситуации» и координатор перемещения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин. Все подряд средства на реконструкцию Громадного театра (а это, напомним, более 700 миллионов долларов официально), были выделены из бюджета страны. Уже 2 ноября состоится первая премьера на обновленной сцене ГАБТ — «Людмила и Руслан» Юровского-Чернякова.

По последним данным, цена билетов на билетных сайтах (на сайте театра билетов нет) достигает 9-12 тысяч рублей, другими словами 280-380 долларов. Для сравнения, средняя цена билетов на представление в Нью-Йоркской «Метрополитен-опера» — 120 долларов. Сколько будет стоить билет в Громадный театр на классического предновогоднего «Щелкунчика» у перекупщиков — страшно даже подумать.

Так что простые москвичи вряд ли смогут себе позволить довольно часто посещать обновленный, шикарный и сверкающий зрительный зал главного театра страны. Анна Седых, рмнт.ру

Рандомные показатели записей:

Галилео. Большой театр


Подборка наиболее релевантных статей:

  • История одной мечты

    Продолжительно грезил SergeyR о постройке собственного дома, и вот в первой половине 90-ых годов XX века у него появился надел земли в 20 соток. И лишь в…

  • Загородный дом: история одного ремонта

    Перебраться из муниципальный квартиры в загородный дом на ПМЖ – мечта многих обитателей мегаполисов. Действительно, сообщить – несложнее, чем сделать, в…

  • История окна. история появления окон и их развития

    Перед тем как принять современный вид окно прошло долгую историю: от того момента, в то время, когда оно являлось легко отверстием в стенке, до сложной…

  • История возникновения карнизов

    Неотъемлемым элементом декорирования окна являются не только полотна ниспадающей волнами ткани, но и уникальные карнизы для штор. Большое количество…